Мастер - класс "Игры для развития речи детей своими руками"

Конюхова Светлана Леонидовна

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,                                                                 

   Бежит среди камней, чиста, нетороплива,                                                                           

  И ты готов внимать ее поток и восклицать:                                                                     

      «О, как же ты красива!»                                                                                                     

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                         Е. Щукина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konyuhova_master_klass.docx190.07 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Полтавский детский сад «Солнышко»

Полтавского района

Омской области

Мастер-класс для воспитателей

«Игры  для развития речи своими руками»

C:\Users\123\Desktop\image (1).jpg     C:\Users\123\Desktop\image.jpg                                                               

                                                                                Подготовила Конюхова С.Л.

                   воспитатель высшей

                   квалификационной категории

                           

 Февраль - 2019г.

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,                                                                    Бежит среди камней, чиста, нетороплива,                                                                             И ты готов внимать ее поток и восклицать:                                                                           «О, как же ты красива!»                                                                                                           Е. Щукина.

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Речь формируется в деятельности. Игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления.  Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. В соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности.

Цель: пропаганда и распространение разновидностей и форм работы с детьми по формированию и развитию речи детей на основе ФГОС.

Задачи:

Познакомить педагогов с эффективными методами использования игровых технологий в жизни ребёнка.

Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению словесных игр.

Ход мастер-класса

Мы попробуем посмотреть на  процесс с точки зрения ребёнка, так сказать, изнутри. Все знают, что игровые технологии — неотъемлемая часть образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. На нашем мастер-классе мы с вами окунёмся в мир игр.

Первый этап

Необходимо  2 группы по 3 – 4 человека. У вас на столах представлены две развивающие игры. Каждая группа должна определить  свои варианты игры и представить, как их можно использовать по-разному в образовательном процессе. Группы могут придумать идею сценария мероприятия, написать его краткую схему и рассказать об этом. Количество вариантов предложений и идей не ограничено.

Второй  этап

Каждая группа представляет свою игру. При озвучивании выполненных заданий обязательно разъяснение того, для какого возраста разработана идея, для какого направления развития ребёнка применяется игра, на каком этапе реализации образовательной программы может быть использовано мероприятие.

Третий  этап

Участники оценивают выданные им развивающие игры с точки зрения «детей»», «педагогов», «родителей».

Задача педагога создать благоприятные условия для речевой деятельности ребёнка. Для этого необходимо систематически обновлять речевой уголок в группе новыми дидактическими играми и многофункциональными дидактическими пособиями. Одно из таких пособий мы сделали своими руками, его можно использовать на индивидуальных, подгрупповых занятиях и в самостоятельных играх детей. Это многофункциональное пособие «Волшебная пирамидка» с набором картинок по лексической теме:  «Дикие животные».

C:\Users\123\Desktop\image (3).jpg

Пособие состоит из большой пирамидки, четырёх колец разделённых на семь секторов разного цвета и плоскостных изображений предметов, животных. Изображения съёмные, они прикрепляются к кольцам по принципу фланелеграфа. Задача ребёнка прикрепить картинки к кольцам «волшебной пирамидки» на цветной сектор в соответствии с заданием. Данное пособие даёт возможность воспитателю использовать в работе самые разные дидактические игры и задания, направленные на формирование детского словаря, грамматического строя речи, связной речи, на развитие познавательных процессов. Пособие удобно в использовании, легко переносится, задания выполнять может как один ребёнок, так и подгруппа детей.

Дидактическое пособие «Умные бусы» из пластмассовых кубиков. 

C:\Users\123\Desktop\image (1).jpg

Красочность и новизна пособия привлекает внимание детей, стимулирует желание играть с ним. Я попыталась разработать дидактические игры таким образом, чтобы можно было решить несколько и образовательных задач. Таких, как закрепление знания цвета и умение использовать в речи детей обобщающих слов. Пособие  многофункционально. 
Взять кубик и просверлить отверстия с противоположных  сторон. Найти картинки по разным лексическим темам в интернете. Уменьшить их до размера кружков и приклеить на двухсторонний скотч. Подобрать к пособию цветные шнурки.

Игра «Собери семью»

1 вариант:

Цель: Упражнять детей в образовании однокоренных слов.                              Описание игры: Педагог раскладывает картинки с изображением диких животных и их детёнышей. Дети подбирают необходимые картинки и распределяют их по цветным секторам, на кольцах пирамидки. Например: желтый сектор – медвежья семья: нижнее кольцо – медведь, среднее – медведица, верхнее кольцо - медвежата; белый сектор – волчья семья: нижнее кольцо - волк, среднее - волчица, верхнее – волчата).

2 вариант:

Цель: Правильно называть животных и их детёнышей (использовать в речи существительные единственного, множественного числа)                           Описание игры: Педагог раскладывает картинки с изображением диких животных и их детёнышей. Дети подбирают необходимые картинки и распределяют их по цветным секторам, на кольцах пирамидки (можно усложнить, добавить четвёртое кольцо – где живут?). Например: зелёный сектор – нижнее кольцо: папа - медведь, следующее кольцо мама - медведица, следующее – медвежата, последнее кольцо – где живут? - в берлоге; чем питается? – медом.

Игра «Подбери картинку».

Цель: Упражнять детей в правильном употребление притяжательных прилагательных.                                                                                                  Описание игры: В данном варианте на нижнее кольцо прикрепляются картинки диких животных (медведь, лиса, заяц ит.п.) Дети подбирают картинки на среднее и верхнее кольцо с нарисованными хвостами, ушами животных распределяя их по цветным секторам. Например: красный сектор: на нижнее кольцо – прикрепляется изображение лисы, на среднее кольцо – хвост (чей?) лисий, на верхнее кольцо – уши (чьи?) лисьи.

Варианты использования «волшебной пирамидки» меняются в зависимости от лексической темы.  

Данное пособие мы используем для составления рассказов – описаний о зиме ( весне, лете, осени) по опорным картинкам – схемам (рассказ по цепочке, рассказ двумя (тремя) детьми, одним ребёнком). На закрепление материала можно провести дидактическую игру «Найди ошибку», в которой педагог заранее на барабане меняет картинки местами, а дети находят картинку несоответствующую признакам данного времени года.


 

Комментарии