Здоровьесберегающие технологии в группе ДОУ

Богданович Татьяна Ивановна

 Забота о физическом развитии и здоровье воспитанников одно из приоритетных направлений моей деятельности. Именно дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Считаю, что очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Обеспечиваю непрерывную двигательную активность детей в течении всего дня. Ежедневно провожу различные виды гимнастик: утренняя традиционная и с использованием упражнений детской йоги, дыхательная, для глаз, для пальчиков в стихах. Образовательную деятельность провожу в соответствии с требованиями к помещениям, соблюдением санитарных правил, требованиям пожарной безопасности. НОД выстраиваю в соответствии с принципами здоровьесберегающих технологий. Особое внимание на занятии уделяю чередованию статических и динамических видов деятельности.        

Особое внимание в режиме дня уделяется мною проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости у детей. Считаю, что, они должны быть регулярными, в течении всего дня. Обязательным закаливающим элементом после сна является ходьба по массажным дорожкам, профилактика плоскостопия, массажи ладоней, рук, ног с помощью колючих мячиков, карандашей, шишек, и т.п. Это активизирует все массажные точки и способствует оздоровлению организма.          

На прогулках подбираю игры разной подвижности в соответствии с возрастными особенностями детей, местом и временем их проведения. Они способствуют развитию силы и выносливости, быстроты, ловкости и др. физических качеств.   

Во второй половине дня работаю над формированием у детей осознанной потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Предлагаю ребятам для закрепления двигательных умений спортивный инвентарь (скакалки, мячи, кегли, ленты, обручи, кольцеброс, мешочки для метания и т.п.), который собран в спортивном уголке группы. Индивидуально закрепляю элементы спортивных упражнений с детьми, у которых они не получаются, взаимодействуя с инструктором физкультуры. Созданный в группе спортивный уголок предназначен для проведения оздоровительной работы в течение дня.         

Одним из важных элементов здоровьесбережения считаю работу по формированию навыков к здоровому образу жизни. Для этого провожу регулярно беседы («Что такое здоровье?» , «Как  и зачем быть здоровым», «Какая польза от витаминов?», «Полезные и вредные продукты» и др.), читаю поучительные произведения  художественной литературы ( Ю. Тувим «Овощи», К. Чуковский «Мойдодыр», И. Токмакова «Мне грустно я – лежу больной»и др.), предлагаю детям решить разные ситуационные задания(расскажи, что будет с твоей любимой куклой(сестрой, братом), если она перестанет чистить зубы, если она не будет умываться и т.п., выбери полезные продукты, расскажи, кто из мальчиков не прав и почему и др.).   В процессе совместной деятельности использую дидактические и сюжетно-ролевые игры здоровьесберегающего содержания («В гостях у Айболита»,  «Полезные и вредные привычки»), рассматриваю плакаты и иллюстрации о видах спорта, режиме дня, строении тела человека, даю прослушивать аудио энциклопедию о наших органах и системах, их значении «Как устроен человек».   

В работу по сохранению и укреплению здоровья детей активно привлекаю и родителей. Провожу для них консультации и беседы по вопросам здоровьесбережения, организую совместные спортивные праздники. Вместе с детьми и родителями провела проект «Здоровый образ жизни в семье». Дети совместно с родителями выпустили газеты о витаминах и о здоровье в своей семье. Посещая библиотеку, дети узнали о «Дне здоровья» и его значении, рассказали, о том, как в их семье ведут здоровый образ жизни.   

 Одна из составляющих здоровья- это психологическое благополучие ребёнка. Поэтому я создаю в группе обстановку эмоционального комфорта, что прививает желание заботиться о своем здоровье (доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание ребенка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, релаксация под музыку и звуки природы, умение понимать своё и чужое эмоциональное состояние и т.п.)