Главные вкладки

    Консультация для педагогов «Креативность дошкольников и методы её развития»

    Гамолка Светлана Юрьевна

    Креативность – это способность к творчеству, которая может проявляться в самых разных видах деятельности. По мнению американского психолога Поля Торренса, всю жизнь изучавшего креативность, «креативность - это, значит, копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стену, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

    Креативность – это степень напряженности устремления проявить себя, это сила демонстрации индивидуальности, степень ее выраженности. И если креативность вовлекает в себя каждое чувство – зрение, обоняние, вкус, эмоции и проявляются через личностные ощущения, особенности мышления, действия, то проявления ее многообразны в зависимости от степени развитости вышеуказанных сфер и позволяют рассматривать креативность как системное качество, которым в разной степени обладает каждый человек. Но самое главное  в креативности – это способность к выработке оригинальных идей и использованию нестандартных способов интеллектуальной деятельности в широком смысле.

    Детская креативность – это естественное состояние ребенка, лишенного стереотипов. Все без исключения дети талантливы. Кто-то показывает хорошие результаты в спортивных состязаниях, кто-то поет, другой с удовольствием танцует, увлеченно рассказывает друзьям о волшебных мифах и сказочных эльфах, демонстрируя богатое воображение. Многие дети с удовольствием рисуют и лепят, играют в детском театре. Что нужно сделать, чтобы талантливый ребенок не вырос в бездарного взрослого? Прежде всего – пробудить в ребенке фантазию и развивать ее, не просмотреть зачатки тех или иных способностей, особого таланта к каким-то видам творческой деятельности. Первые ростки творчества проявляются в рисовании, лепке, аппликации, оригами, если для этого созданы специальные условия. Значение творчества для ребенка трудно переоценить. Ведь это возможность определения и выражения себя и своего отношения к окружающему миру. Творческие способности детей связаны с особенностями творческого мышления, воображения, восприятия окружающего мира, а также с

     

    особенностями памяти, и через них – с понятием «речь». Развивая творческие способности ребенка, педагог помогает ребенку развивать его речь, а она как средство выражения мыслей, помогает ребенку в развитии его креативности. Для развития всесторонне развитой личности необходимо поддерживать в детском саду и дома необходимую для ребенка творческую атмосферу, свободную, непринужденную обстановку, дать ребенку возможность для созидания, творчества. Ребенок, лишенный положительного выхода творческой энергии, может уйти в агрессивное поведение.

    Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Поддерживайте творческий импульс ребенка через уважительное отношение к его работам по изодеятельности, постройкам, первым попыткам что-нибудь сочинить. В дошкольном возрасте большинство детей не стесняются петь, танцевать, показывать свои рисунки другим. Личность ребенка еще не закомплексована, он чувствует в себе достаточно сил и желания попробовать все, поучаствовать в разных видах творческой деятельности.

    Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьется его творческий потенциал, во многом зависит от воспитателей, семьи.

    Одаренных детей отличают:

    -раннее развитие речи и обширный словарный запас;

    -высокий уровень любознательности и хорошая память;

    -высокая познавательная активность;

    -богатое воображение и фантазия;

    -творческое мышление.

    Если педагоги и родители научат ребенка не просто механически воспроизводить какие-либо действия, а дадут ему возможность самовыразиться, проявить инициативу, изобретательность, то таким образом они помогут раскрыться творческим способностям личности.

    Иными словами, для формирования «навыков» творческого мышления требуются     упражнения     соответствующими                                «инструментами» и в соответствующей обстановке.

    П.Торренс выделил пять принципов, которыми должен руководствоваться педагог, чтобы поощрять творческое мышление:

    -внимательное отношение к необычным вопросам;

    -уважительное отношение к необычным идеям;

    -показывать детям, что их идеи имеют ценность;

    -предоставлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;

     

    Методы развития творческих способностей:

    -создание предметно-развивающей среды в группе;

    -создание творческих композиций, общих картин;

    -использование способов нетрадиционного рисования;

    -использование подручных материалов для оформления работ (соль, крупы, клей, фантики, засушенные листья, яичная скорлупа, семечки, картинки из журналов, ленточки много другое);

     

    -чтение художественной литературы;

    -игры  «   Если   бы…»,   «Включи  воображение»  с   заданиями  –превращения солнышка, что на что похоже, загадочная клякса, дорисуй и др.;

    -игрушки из бросового материала и т.д.