Участие в мастер - классе для психологов образовательных организаций дошкольного и школьного образования. РАБОТА ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

Терентьева Татьяна Валентиновна

Тема«Эмоционального интеллекта» достаточнно интересна. На форуме«Давос 2016» шло обсуждение, что ЭИ стоит на 6 месте самых востребованных  понятий на сегодняшний деньъ Эмоциональный интеллект  (EQ или ЭИ - Emotional Intelligence или Эмоциональный интеллект) – понятие относительно молодое и достаточно противоречивое. Начать хотя бы с того, что этот тип интеллекта зачастую противопоставляется собственно интеллекту (логическому). Хотя, по сути, является его частью в области распознавания, оценки и использования эмоций и чувств для повышения эффективности своей деятельности (читай – для адаптации человека).  

Далее, ученые расходятся в оценке того, возможно ли человеку повышать уровень своего эмоционального интеллекта (в противовес базовому интеллекту, который в определенных пределах очень даже хорошо тренируется и развивается).

Но при все при этом, уже к 2020 году, именно эмоциональный интеллект прогнозируют в качестве одной из 5 базовых компетенций при трудоустройстве. Но это в далекой от нас Европе. А что мы имеем сейчас в России? А в России ЭИ как компетенция пока используется на весьма ограниченном спектре профессий. Если попытаться составить некий шорт лист профессионального использования навыков EQ, а это:

- восприятие эмоций

- понимание эмоций

- использование эмоций для стимуляции мышления

- управление эмоциями.

  1. Несмотря на богатую предысторию, сам термин «Эмоциональный интеллект» является достаточно новым. Первой и наиболее известной в науке моделью ЭИ принято считать разработанную П. Соловеем и дж. Мейером теорию. Ими же был введён и сам термин «эмоциональный интеллект».Они определили ЭИ как подструктуру социального интеллекта, которая включает «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий».Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил Сэловею и Мэйеру выделить четыре компонента, которые были названы «ветвями» ЭИ. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Важно отметить, что каждый компонент касается как собственных эмоций человека, так и эмоций других людей.
  2. Восприятие, идентификация эмоций (собственных и других людей), выражение эмоций. Представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию, чувствам и мыслям; с помощью невербального поведения, внешнего вида, точно выражать эмоции и потребности, связанные с данными чувствами; дифференцировать истинные и ложные выражения чувств.
  3. Фасилитация мышления -- способность вызвать определенную эмоцию и потом контролировать ее. Эмоции направляют внимание на важную информацию; помогают в рассуждениях и в памяти на чувства, смена настроения с оптимистического на пессимистическое позволяет учитывать разные точки зрения; эмоциональные состояния по-разному помогают в конкретных подходах к решению проблем.
  4. 3.Понимание эмоций -- способность понимать сложные эмоции и эмоциональные переходы с одной стадии на другую, анализ эмоций, использование эмоциональных знаний. Понимание эмоций представляет собой способность классифицировать эмоции и распознавать связи между словами и эмоциями; интерпретировать значения эмоций.
  5. 4.Управление своими эмоциями и чувствами других людей. Это рефлексивная регуляция эмоций, необходимая для эмоционального и интеллектуального развития, которая помогает оставаться открытым к позитивным и негативным чувствам; вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями с помощью сдерживания негативных чувств и повышения положительных, без искажения содержащейся в них информации
  6. Ребенок с развитым эмоциональным интеллектом, считают авторы, должен постоянно справляться с состояниями эмоциональной нестабильностью.

Подчеркивается, что управление эмоциями подразумевает понимание развития отношений с другими людьми, что требует учета различных вариантов развития эмоций и их выбора.

Клинический психиатр, психолог Роберт Плутчик (США) стал автором адаптационной теории эмоций. 

Научный труд увидел свет в виде монографии, вышедшей в 1962 году и получившей мировое признание. 

Плутчику удалось воссоздать четкую картину внутриличностых процессов и связанных с ними психзащит человека.

Основные тезисы теории эмоций:

  1. В основе возникновения эмоций лежит генетика, эволюционная адаптация человека.
  2. Именно эволюционный отбор обеспечил формирование наиболее эффективных механизмов — поведенческих реакций (всего их 8), позволяющих людям выживать и коммуницировать с окружающим миром.
  3. Эмоция трансформируется в поведенческую реакцию, мгновенно соединяющую сложную цепь человеческого восприятия от стимула к конкретному действию.
  4. Взаимосвязи между эмоциями Плутчик представил в виде «колеса» — схемы, в структуре которой цепочки определений соединены общностью понятий. Например, вертикальный вектор колеса демонстрирует интенсивность нарастания чувства: печаль — грусть — горе, принятие — доверие — восхищение.
    • Эмоции соотносятся с чертами характера человека: страх свойственен робости, радость — дружелюбию, а ожидание — любопытству в характере.

https://psyholic.ru/lichnostniy-rost/koleso-emotsij-roberta-plutchika.html

Васильева Елена Николаевна рекомендовала прочитать книгу 

«Эмоциональная гибкость лидера»: как soft-навыки позволяют достигать высоких результатов результатов 

  • Кэрри Флеминг предлагает практические шаги развития эмоциональной гибкости, необходимого навыка в условиях стремительных перемен и инноваций. Способность адаптироваться к быстро изменяющимся условиям внешней среды и гибкая саморегуляция поведения – ведущее качество современного лидера. Содержащаяся в книге пошаговая инструкция развития этих способностей поможет внедрить возможности эмоционального интеллекта в решение практических задач.