" Мой успешный проект"

Быкова Елена Игоревна

«ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon bykova.ppt1.53 МБ
Файл doklad.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников» Автор: Быкова Е.И.

Слайд 2

«ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников» ТРИЗ-технологии ФГОС Особенности детей Программа Социальная среда

Слайд 3

«ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников» Все участники проекта Воспитатели Родители Учитель- логопед Педагог-психолог Дети Родители Учитель- логопед Педагог-психолог

Слайд 4

«ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников» Цель проекта: воспитать творческую личность в условиях детского сада на основе развития творческого воображения и сущности теории решения изобретательских задач.

Слайд 5

«ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников» Организационный этап

Слайд 6

«ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников» Этап реализации проекта Работа с детьми Работа с детьми Работа с родителями Работа с родителями Работа с узкими специалистами ДОУ Работа с узкими специалистами ДОУ

Слайд 7

Метод “Системный анализ” Методы ТРИЗ

Слайд 8

Метод синектики «ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников»

Слайд 9

Мозговой штурм «ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников»

Слайд 10

Метод фокальных объектов «ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников»

Слайд 11

«ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников»

Слайд 12

«ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников» Обобщающий этап

Слайд 13

ТРИЗ Круг представлений Словарный запас Творческие способности Диалектика и логика Нет застенчивости, замкнутости, робости Своя точка зрения Оригинальные решения Мышление; память, воображение «ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников»

Слайд 14

Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. // Шанс на приключение. /сост. Селюцкий А.Б. – Петрозаводск, Ардашева Н.И. и др. Истории про.… – Ульяновск, Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, Гин А.А. "Да" и "нет" говорите…//Педагогика+ТРИЗ: сб. статей для учителей, воспитателей и менеджеров образования, выпуск 2. – Гомель: ИПП "Сож", Гин С.И. Мир фантазии. – Гомель, Гин С.И. Мир человека. – Гомель, Дидактические игры для развития творческого воображения детей/ сост. Никашин А.И. – Ростов-на-Дону, Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М.: Знание,– (Нар. ун-т. Пед. фак. № 5). Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии, № 2. "Золотой ключик" творческого мышления. /под ред. Сидорчук Т.А. – Челябинск, Киплинг Р. Сказки. – М.: Детская литература, Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. – Мн, Университетское, Ладошкина С. Цикл занятий по РТВ с детьми дошкольного возраста (рукопись в фонде ЧОУНБ). – Новосибирск, Ладошкина С. Сказочные задачи (рукопись в фонде ЧОУНБ). – Новосибирск Мурашковска И.Н. Валюмс Н.П. Картинки без запинки. – С-Пб «ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников»



Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 «Аленушка»

доклад «Мой успешный проект»

на тему:

«ТРИЗ в развитии творческой активности дошкольников»

Подготовил:

Воспитатель

Iквалификационной категории

Елена Игоревна Быкова

Жердевка, 2019


 Уважаемые коллеги, вам всем прекрасно известно, что на сегодняшний день в Законе РФ «Об образовании» одной из главных задач является задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, что является одной из социально значимых задач современного общества. И нам, как педагогам, необходимо найти пути решения данной проблемы.

 То есть мы должны организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС , учитывал возрастные особенности детей, реализовывал программу ДОУ, отвечал запросам и требованиям социальной среды, в том числе родителей, законных представителей.

На протяжении длительного периода воспитание в ДОУ ориентировалось на формировании, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.

 Для решения данной задачи я  спланировала свою проектную деятельность по следующим направлениям:

  1. Работа с детьми - использование методов и приёмов ТРИЗ для развития творческого потенциала
  2. Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность.
  3. Работа с педагогами и узкими специалистами ДОУ– обобщение опыта, помощь в использовании методов и приёмов ТРИЗ.

На мой взгляд, в развитии творческих качеств личности особое место занимает технология Г. С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

 Для реализации данного проекта я поставила перед собой цель: воспитать творческую личность в условиях детского сада на основе развития творческого воображения и сущности теории решения изобретательских задач.

 На начальном этапе реализации проекта, был проведен входной мониторинг. Благодаря которому мы определили: степень заинтересованности детей, уровень развития познавательных, креативных процессов, уровень развития навыков самостоятельной работы детей, уровень профессионального мастерства педагогов, степень удовлетворённости родителей образовательным процессом.

 Этап реализации проекта включал в себя следующее:

  • изучение научной и учебно-методической литературы по теме исследования.
  • обоснование целесообразности использования ТРИЗ в работе по развитию творческих способностей дошкольников, раскрытие роли ТРИЗ в формировании творческой активности детей дошкольного возраста.
  • разработка методических рекомендаций по использованию различных методов и приемов ТРИЗ для развития творческих способностей детей для родителей и узких специалистов.

Работа по системе ТРИЗ  осуществлялась постепенно в  4 этапа:

1. Первоначально обучаем ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.

2. Учим детей фантазировать, изобретать.

3. Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ.

4. Учим детей находить выход из любой сложной ситуации, применяя полученные знания.

Основные методы ТРИЗ используемые мною в работе с детьми:

                   Системный оператор

                   Метод синектики 

                   Мозговой штурм

                   Метод фокальных объектов

Каждый метод ТРИЗ включает в себя набор дидактических игр:

«Хорошо-плохо», «Черное –белое», «Вперед- назад» «Паучок плетет паутину», «Четвертый лишний», «Теремок» и т.д.

Использование для реализации моего проекта данных методов ТРИЗ технологий позволило добиться положительной динамики мониторинга, что хорошо прослеживается в данной диаграмме.

Как результат проводимой мною работы, дети в моей группе в значительной степени преодолели чувство застенчивости, скованности, «языкового барьера». У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; т. е они учатся мыслить системно. Я не перестаю удивляться их любознательности, активности в поисках ответов на интересующие их вопросы.