Отчёт по самообразованию по теме: «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика в преодолении моторных нарушений устной речи у детей и взрослых» 2018 - 2019 учебный год (второй год работы над темой)

Сабанина Ирене Эвальдовна

Отчет по самообразованию учителя-логопеда Сабаниной Ирене Эвальдовны.

Тема: «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика в преодолении моторных нарушений устной речи у детей и взрослых»

2018 - 2019 учебный год    (второй год работы над темой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobr_azovaniyu_18-19.docx790.79 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию учителя-логопеда Сабаниной Ирене Эвальдовны.

Тема: «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика в преодолении моторных нарушений устной речи у детей и взрослых»

2018 - 2019 учебный год    (второй год работы над темой)

Общие сведения о педагоге.

Сабанина Ирене Эвальдовна

Дата рождения 11.01.1972 г.

Стаж работы в должности 2года.

Квалификационная категория – первая.

Высшее образование  (закончила  ТГПУ г. Томска в 1998 году. Квалификация – учитель начальных классов по специальности «Педагогика и методика начального образования», 1998 г.)

 Профессиональная переподготовка по программе: «Специальное (дефектологическое) образование: Логопедия» (Московская академия профессиональных компетенций, 2016год, 576 часов).

 Курсы повышения квалификации: право на ведение профессиональной деятельности в сфере «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика в преодолении моторных нарушений устной речи у детей и взрослых», АНО ДПО «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки», г.Пермь, 16.08.2017 – 20.09.2017, 144 часа.


Цели 2-го года изучения темы:.

  • накопление опыта работы  по формированию и развитию артикуляционной моторики до уровня оптимальной достаточности для постановки, автоматизации и дифференциации звуков;
  • формирование методического комплекса;
  • повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса.

Задачи 2-го года изучения темы: 

  • уверенное овладение здоровьесберегающими (логопедический массаж и самомассаж) технологиями;
  • планомерное и систематическое внедрение методов массажа и самомассажа в коррекционно-развивающий логопедический процесс.

        Своевременное, грамотно обоснованное применение в организации коррекционно-образовательной деятельности знаний неврологических основ речи, общих закономерностей её развития, а также психологических, возрастных и личностных особенностей детей с речевыми нарушениями, позволяют активно использовать здоровьесберегающие логопедические технологии (логопедический массаж, самомассаж) и добиваться в коррекционной практике положительных и стабильных результатов.

        Современные методы психологической и логопедической диагностики устной речи дошкольников позволяют построение  перспективных программ индивидуального развития каждого воспитанника. Своевременное заполнение речевых карт, сбор и анализ анамнестических данных, различного рода тестирования способствуют выявлению воспитанников, остро нуждающихся в нетрадиционных методах коррекции речи. В первую очередь работа ведётся именно с детьми с такими детьми.

        Работая над темой самообразования (второй год), провела следующую работу (согласно намеченному плану):

  1. По итогам диагностики речевого развития детей подготовительной к школе группы «Петрушка» выявила и сформировала группу детей-логопатов, первоочерёдно нуждающихся в логопедическом массаже ( с диагнозами «стёртая форма дизартрии, ринолалия, боковой сигматизм, проблемами просодической стороны речи).
  2. На протяжении всего года коррекционно-образовательный процесс строила с учётом регулярного проведения логопедического массажа.
  3. В обучении технике самомассажа задействовала всех воспитанников, динамика речевого развития не менялась на протяжении нескольких занятий.
  4. Провела работу над созданием методических папок «Логомассаж: метод и технологии коррекционно-педагогического воздействия на мышцы лица и артикуляционного аппарата», «Нетрадиционные методы и приёмы логопедического массажа и артикуляционной гимноастики»
  5.  Для обеспечения доступности при взаимодействии с родителями, проводила регулярные консультации с элементами ознакомления с разнообразными видами массажа и самомассажа.
  6. Для вовлечение воспитанников в процесс овладения приёмами самомассажа подготовила комплект игрушек на пальчики «Курочка» (Приложение1)
  7. Подготовила и провела практикум для коллег с использованием пособия «Курочка» на тему «Специфика работы воспитателя в преодолении нарушений речи дошкольников. Логопедический массаж, самомассаж».

        

        Составлен Тезаурус:

        Возбуждающий прием. При пониженном тонусе и атрофиях мышц, парезах.

        Мимические мышцы - это мышцы лица.

        Тонус мышц – это не контролированное напряжение мышечных волокон, в результате которого происходит их сокращение в период нахождения в расслабленном состоянии

        Расслабляющий прием. При повышенном мышечном тонусе задачей является расслабление (седативное воздействие), снятие спазм.

За год работы по теме самообразования мною была изучена литература:

  1. Л. П. Воронина, Н. А. Червякова. Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2013.
  2. Инна Карелина. Логопедический массаж при различных речевых нарушениях. Практическое пособие. Из-во Гном, 2014.
  3. Г. А. Османова, Л. А. Позднякова. Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений. СПб, ИПЦ «Каро» , 2013.

        Накопление теоретического материала по изучаемой проблеме начато с создания методических папок с материалами: 1) по строению скелета головы; 2) по строению и расположению мышц, участвующих в образовании речи; 3) по основным приёмам массажа (расслабляющем или активизирующем).

        Разработан алгоритм проведения фронтальных групповых занятий с использованием самомассажа с подбором комплекса упражнений.

        Подобран и оформлен в папочки игровой материал по обучению и применению самомассажа. Картотека рифмованных упражнений используется на каждом индивидуальном занятии.

        Систематическая работа в тетрадях взаимодействия позволила с первых занятий организовать обратную связь с родителями и воспитателями и выработать единство требований к индивидуальным занятиям воспитанников.

        Для родителей проведены консультации по проведению самомассажных упражнений в домашних условиях.

        Идея создания наглядного пособия в виде вязаных игрушек на пальчики «Курочка»  (Приложение 1) возникла в связи с необходимостью вовлечения в коррекционно-образовательный процесс всех детей-логопатов. Неустойчивое внимание и быстро проходящий интерес к работе над коррекций проблемных звуков у большинства воспитанников заставили искать наиболее доступные формы взаимодействия. Особенно в овладении техникой самомассажа. Основная цель создания данного пособия: научить правильным движениям посредством воздействия игрушки-посредника на чувствительные мимические мышцы.

Следующим этапом идёт овладение техникой массажа БАТ (биологически активные точки). Специфического воздействия общеоздоравливающий эффект. Овладение техникой БАТ даст возможность работать не только индивидуально, но и фронтально, расширить возможности более полной коррекции развития речи.

В связи с этим составлен план работы на 2019-2020 учебный год.

Перспективный план работы по теме самообразования на 2019-2020 учебный год.

Сроки

Формы работы

Самообразование

C детьми

С родителями

С педагогами

Сен-

тябрь

Диагностика  речевого развития детей. Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания.

Консультация по итогам обследования развития речи детей. Организация работы в тетрадях взаимодействия.

Консультация по итогам обследования речи воспитанников. Организация работы в тетрадях взаимодействия.

Работа с документацией.

Работа над созданием методических папок.

Ок

тябрь

Работа с детьми по обучению самомассажу по технологии БАТ

Консультация на тему «Логопедический массаж –как один из сильнейших методов развития вашего ребенка»

Консультация на тему «Логопедический массаж и самомассаж. Технология БАТ»

Изучение литературы, научных статей по выбранной теме.

Ноябрь

Работа с детьми с применением техники самомассажа по технологии БАТ

Обучение технике самомассажа по технологии БАТ.

Подготовка и мастер-класс «Нетрадиционные методы и приёмы логопедического массажа. Технология БАТ».

Изучение теории по теме: «Логомассаж с применением технологии БАТ: метод и           коррекционно-педагогического воздействия на мышцы лица и артикуляционного аппарата»

Декабрь

Работа с детьми по самомассажус применением БАТ

Обучение технике самомассажапо технологии БАТ

Прохождение курса повышения квалификации (семинары, конференции)

Январь

Проведение логомассажных упражнений

Ознакомление с приёмами точечного самомассажа

Прохождение курса повышения квалификации ОМП

Февраль

Проведение логомассажных упражнений

Консультация

Участи в мастер-классах, вебинарах

Март

Проведение логомассажных упражнений

Апрель

Проведение логомассажных упражнений

Работа над созданием методических папок.

Май

Итоговая диагностика коррекционной

деятельности

воспитанников

Подведение итогов совместной работы.

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете

Список литературы, обязательной для работы над темой самообразования (2019-2020)

  1. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004.- 112 с., ил.
  2. Жукова С.Н. Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками // Логопед.- 2005.-№ 2.- С. 53-60
  3. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 128 с.

Приложение 1

Вязанная игрушка-посредник на пальчики «Курочка».

Упражнени «Птичий двор»

C:\Users\Ирена\Desktop\27833_html_64074b0e.jpg

C:\Users\Ирена\Desktop\scrn_big_1.jpg

C:\Users\Ирена\Desktop\IMG_20190514_090055.jpg