«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ»

Панченко Надежда Васильевна

Проблема формирования у детей дошкольного возраста экономических представлений актуальна на современном этапе. Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomicheskie_znaniya.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  

ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ»

Проблема формирования у детей дошкольного возраста экономических представлений актуальна на современном этапе. Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет.

В процессе анализа работы по данной проблеме я обнаружила противоречие между необходимостью ознакомления дошкольников с азами экономики и отсутствием системы работы по формированию экономических представлений на основе сказки.

   Целью педагогической деятельности является повышение эффективности педагогического процесса по формированию у дошкольников экономических представлений.   Для достижения данной цели были определены следующие задачи (вы видите их на экране).

Ведущая педагогическая идея работы заключается в выборе наиболее действенных и эффективных путей формирования у дошкольников экономических представлений. Из опыта своей работы считаю, что эффективным средством является сказка.

Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

 Работа по формированию экономических представлений посредством сказки охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок применял в игровой деятельности.

На первом этапе работы я отобрала сказочные произведения разных видов (народные, авторские сказки), наиболее ценных с точки зрения экономического содержания.

   Следующий этап работы заключался в детальном анализе содержания сказок, вычленения в них экономических представлений (деньги, товар, доход и т.д.).

   Затем, сказки были систематизированы с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и имеющегося у них личного опыта ориентирования в экономических вопросах.

   Народные сказки используются мною для ознакомления с экономическими представлениями (труд, производство, обмен и др.) и для воспитания таких «экономических» качеств личности: хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность и др. сказки являются неисчерпаемым источником не только для формирования экономических представлений, но и для развития нравственного потенциала личности ребенка. Нравственный аспект важнейший в сфере экономических отношений. С народными сказками знакомлю детей старшей группы.

   Авторские сказки значительно сложнее по содержанию и больше по объему. Их я использую в работе с детьми подготовительной группы. Авторские сказки могут быть рассмотрены, как мини-программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями.

Этапы работы со сказкой:

1 этап – определялись вопросы экономической направленности, короткие диалоги, подбирались иллюстрации (картинки с изображением сказочных героев и их действий).

2 этап – дети знакомятся со сказкой. Необходимо целостное восприятие произведения при первичном ознакомлении дошкольников.

3 этап – дети осваивают «экономическое содержание сказки, овладевают умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.

4 этап – творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.)

В процессе формирования у дошкольников экономических представлений использую методы, приемы и формы.

Словесные методы – это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев художественного произведения, рассуждения о поступках героев с экономических позиций.

Важную роль играет метод наглядности. Использование иллюстраций повышает интерес к прочитанному, позволяет детям наиболее глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки.

И в народных и в авторских сказках экономическое содержание перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартное мышление.

Логические и арифметические задачи, задачи-шутки с героями сказок оживляют путь познания сложных экономических представлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям. Творческие задания побуждают детей к сочинению сказок экономического содержания. Игры-драматизации дают возможность стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями. Воспитывают интерес к экономическому миру, развивают внимание, мышление, воображение. Работа с экономическим словарем оказывает незаменимую помощь в концентрации внимания дошкольников, формирует словарь детей, дает объяснения многим непонятным экономическим явлениям.

Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений.

- Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные), дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.

- Сказки, отражающие труд людей. В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивают цепочку трудового процесса. Дети знакомятся с понятиями: награда, расплата, убытки.

- Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», «расходы», «выгода», экономическими представлениями о труде, распределении, обмене, производстве. Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.

- Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.

Большое значение имеет предметно – развивающая среда в формировании экономических представлений. Разнообразный наглядно-иллюстративный материал помогает лучше усвоить экономические понятия; частый гость у детей – кукла гном Эконом. Оформлена экономическая карта «бизнес леса», по которой дети с интересом путешествуют. Создана библиотечка «гнома Эконома», где помещены сказки с содержанием на экономические темы. Разработана экономическая игротека «В гостях у гнома Эконома», занимательный материал, тематические альбомы: «потребности человека», «герои сказок», оформлено «экономическое дерево», листочками которого являются слова экономического характера,

   Работа по формированию у дошкольников экономических представлений невозможна без участия родителей. Определены направления совместной деятельности педагога и родителей по данной проблеме:

-информирование родителей о задачах и содержании работы по формированию экономических представлений (консультации, советы, памятки, рубрика «Юный экономист», рекомендации и др.).

-участие семей в развлечениях, конкурсах обогащает семейный досуг, объединяет детей и взрослых в общих делах.

-создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.

-привлечение детей к обсуждению семейного бюджета с целью воспитания рационального отношения к деньгам, развития умения считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи.

Результаты диагностики подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности первоначальных экономических представлений.