«Применение пальчиковой гимнастики с предметами для познавательного развития младших дошкольников»

Фролова Наталия Александровна

Проблему развития речи детей дошкольного возраста можно считать одной из самых актуальных на данный момент, поскольку именно речь является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности. Речь- одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь играет огромную роль в познании окружающего мира. Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи.

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция увеличения количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями и т.д.

Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев.»

Я молодой педагог, работаю в детском саду 2 года! 1 год работала в подготовительной группе! Там дети уже взрослые, говорящие и понимающие, что от них хотят… С ними было легко найти контакт, чем – то заинтересовать.

Но когда мы набрали группу раннего развития, лично я столкнулась с некоторыми трудностями- как помочь маленькому ребенку адаптироваться к детскому саду, как и чем увлечь, чтобы эта самая адаптация прошла успешно, что такого интересного использовать в своей работе, чтобы охватить, по возможности, все пять направлений развития: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.

Особое внимание я обратила на пальчиковые игры. Для их проведения не нужны определенные условия и это прекрасный стимул для развития творческих способностей малыша, пробуждающий воображение, фантазию…

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Совершенствование мелкой моторики- это совершенствование речи.

Мелкая моторика- это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Пальчиковые игры очень эмоциональны и увлекательны.

Дети с удовольствием принимают в них участие.

В группе раннего развития мною использовались такие пальчиковые игры-

как Сорока- белобока, Ладушки, Водичка- водичка, Моя семья, Молоточек, Моя машина, Что зимой мы любим делать, Паровоз, Снежок, День- ночь, Мороз, Капуста, Воробьи- воробушки, Купим мы бабушке курочку…

В процессе взросления пальчиковые игры имеют тенденцию к усложнению.

Вашему вниманию я хочу предложить несколько пальчиковых игр с использованием нестандартных предметов.

Наш веселый крокодил (с использованием коврика «Йога»)

Наш веселый крокодил, он по улице ходил

Он гулял, гулял, гулял, 5 лягушек повстречал

А лягушки испугались, сразу тут же разбежались

А наш зеленый крокодил

Сразу, сразу загрустил

Вы, лягушки, не бегите,

Вы, лягушки, погодите,

Я не буду вас кусать, Я вас буду щекотать. (массируем пальчики сначала одной руки, потом другой)

Приоритетное направление данной гимнастики –массаж.

Огонь (шестигранный карандаш) Катаем карандаш, зажав его ладонями.

Добываем мы огонь

Взяли палочку в ладонь

Сильно мы ее покрутим

И огонь себе добудем.

Станем кашку мы варить

С витаминками дружить

И мальчишкам, и девчонкам

Хорошо на свете жить!

Основной упор в данной гимнастике делается на развитие координации.

Овощи (резинки для волос оранжевого, синего, красного, желтого и зеленого цветов)

12345

Будем пальцы наряжать

Вот мизинчик-он морковка, он в оранжевой обновке!

Безымянный баклажан, носит синий сарафан

Средний свекла для борща, ярко-красная она

Указательный кокетка, он весь желтенький как репка

Большой палец- молодец!

Он зеленый огурец!

На грядках овощи живут!

Дружно песенки поют! (трам- там- там)

Данная гимнастика направлена на сенсорное развитие.

А в заключении Су-Джок терапия!

Су-джок –Ежик

Ежик по лесу идет,

Ежик песенку поет

Я колючий словно елка

На моей спине – иголки

Но не бойтесь- я милашка

Хоть колючая рубашка

Ежик наш с сердечком

Шарик наш с колечком!

Мы на пальчик надеваем

А потом его снимаем

Раз, два –не жалей

Мизинчик- пальчик разогрей.

Мы на пальчик надеваем

А потом его снимаем

Раз-два не жалей

Безымянный разогрей

Мы на пальчик надеваем

А потом его снимаем

Раз-два не жалей

Средний пальчик разогрей

Мы на пальчик надеваем,

А потом его снимаем

Раз-два не жалей

Указательный согрей

Мы на пальчик надеваем
А потом его снимаем

Раз- два не жалей

Большой пальчик разогрей.

Пора пружинке нашей «спатки»

Друзья, кладем ее в кроватку!

Таким образом, я с вами поделилась не большим опытом своей работы.

Хочется узнать, какие средства использовали вы в своей работе для успешной адаптации детей в группе раннего развития? Чем заинтересовывали, увлекали? Сталкивались ли с трудностями и какими?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_palchikovye_igry.pptx1.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА : « Применение пальчиковой гимнастики с предметами для познавательного развития младших дошкольников»

Слайд 2

Цель : Цель : развитие мелкой моторики и познавательных основ у младших дошкольников.

Слайд 3

Задачи : формировать познавательную активность и творческое воображение детей; развивать речь детей, внимание, память, мышление, воображение; способствовать поднятию настроения, снятию тревожности;

Слайд 4

Актуальность Речь - одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в мир взрослых, получает широкие возможности общения с другими людьми. Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи. В последнее время отмечается тенденция увеличения количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагоприятными экологическими условиями, различными инфекциями, не способностью многих родителей правильно и последовательно передать основы интонационной выразительности речи ребенку. Великий педагог В.А Сухомлинский уверял: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев…» Особое внимание мы все обращаем на пальчиковые игры. Для их проведения не нужны определенные условия и это прекрасный стимул для развития творческих способностей малыша, пробуждающий воображение, фантазию…

Слайд 5

Физкультминутка Как живете? - Вот так! Как плывете? - Вот так! Как бежите? - Вот так! Как глядите? - Вот так! Вкусный обед? - Вот так! Машете в след? - Вот так! Как утром спите? - Вот так! А как вы шалите? - Вот так!

Слайд 6

Крокодил Наш веселый крокодил, О н по улице ходил Он гулял, гулял, гулял , 5 лягушек повстречал А лягушки испугались, С разу тут же разбежались , А наш зеленый крокодил Сразу, сразу загрустил Вы, лягушки, не бегите, Вы, лягушки, погодите, Я не буду вас кусать, Я вас буду щекотать … ( массируем пальчики сначала одной руки, потом другой)

Слайд 7

Огонь Добываем мы огонь Взяли палочку в ладонь Сильно мы ее покрутим И огонь себе добудем. Станем кашку мы варить С витаминками дружить И мальчишкам, и девчонкам Хорошо на свете жить…

Слайд 8

Овощи Раз, два, три, четыре, пять , б удем пальцы наряжать! Вот мизинчик - он морковка, он в оранжевой обновке! Безымянный баклажан, носит синий сарафан! Средний - свекла для борща, ярко-красная она. Указательный - кокетка, он весь желтенький как репка! Большой палец- молодец, он зеленый огурец! Дружно овощи живут, на грядках песенки поют!

Слайд 9

Ё жик Ё жик по лесу идет Ё жик песенку поет! Я колючий, словно, елка, На моей спине- иголки! Но не бойтесь- я милашка, Хоть колючая рубашка. Ё жик наш с сердечком! Шарик наш с колечком! Мы на пальчик надеваем, А потом его снимаем Раз, два- не жалей Мизинчик –пальчик разогрей… Безымянный разогрей.. Средний пальчик разогрей… Указательный согрей… Большой пальчик разогрей! Пора пружинке нашей « спатки », Друзья, кладем ее в кроватку!

Слайд 10

Спасибо за внимание !


 

Комментарии

Межова Светлана Леонидовна

Наталия Александровна, вы нашли очень интересное применение различных предметов доступных и простых для при менения в занятиях с детками при помощи пальчиковой гимнастики. Это развивает детей и одновременно мотивирует для занятий. Малышей привлекать к игре необходимо заинтересовывать конечно. С малышами больше старались использовать применение перчаточных кукол, обыгрывая разные проблемные и игровые ситуации.

Канюкова Светлана Валерьевна

Наталья Александровна, мне ваша тема очень близка! Я считаю, что применение пальчиковой гимнастики просто необходимо на всех занятиях в ДОУ. Гимнастика с предметами - это ещё более продуктивный метод. Изучу, возьму на заметку и обязательно буду применять на своих занятиях. Спасибо!

Валикова Ирина Владимировна

Наталия Александровна! Очень хорошо, что Вы обратились к данной теме в работе с малышами. Именно через игру легче всего взаимодействовать с самыми маленькими воспитанниками детского сада. Попробуйте использовать деревянные и разноцветные пластмассовые прищепки. Помимо того, что ими можно делать пальчиковый массаж, их еще можно использовать для различных игр и упражнений. Например: "Разноцветная ромашка". Берете круг из картона диаметром примерно 8-10 см и предлагаете деткам по всему периметру прикрепить разноцветные лепестки, роль которых и сыграют прищепки... Удачи в Ваших творческих начинаниях!

Фролова Наталия Александровна

Спасибо большое за Ваши комментарии, обязательно буду применять в своей работе все предложенные варианты!