Консультация для родителей на тему: «Использование устного народного творчества на логопедических занятиях в дошкольном образовательном учреждении».

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11 «Олененок» г. Мичуринска

Тамбовской области

 

 

 

Консультация для воспитателей и родителей

 

 

 

Тема: «Использование устного народного творчества на логопедических занятиях в дошкольном образовательном учреждении».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность: сознательное отношение педагогов к проблемам развития речи, повышение уровня знаний родителей по данной теме.

 

 

 

 

 

 

Учитель -логопед Бабич Л.М.

 

 

 

 

 

 

В современной жизни порой остается в стороне от детей устное народное творчество. От детей ускользает точность, выразительность и красота родного языка. Сегодняшнему дошкольнику не понятен смысл многих слов, составляющих структуру русского фольклора, он утрачивает важные моменты для развития познавательной деятельности. Леших и домовых заменили покемоны и черепашки, былинных героев- роботы- монстры. Но ведь знание прошлого позволяет полноценно овладеть настоящим.

Венгерский поэт Ш. Петефи писал: «Что бы там ни говорили, а истинная поэзия - народная ».

Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные фразы и постепенно проникает в их смысл, таким образом развивается фонематический слух ребенка. Те дети, которых укачивали под колыбельную, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли , исполняя потешки, стали более творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову.

Необходимо, не нарушая естественного хода коррекционно-воспитательного процесса, обогатить словарь детей понятиями из устного народного творчества. Многие потешки, пословицы, загадки, сказки выстраивают базу для успешного формирования словообразования, для усвоения антонимов, синонимов. Большинство потешек- готовый дидактический материал для развития фонематического слуха и формирования правильного звукопроизношения.

Приобщение детей к золотому фонду народной культуры решит не

только проблемы обогащения речи детей, но и позволит совершенствовать их

внутренний мир, сделать его более духовным.

 

Примерный речевой материал для развития словообразования.

IV. Усвоение имен существительных с уменьшительно- ласкательным

значением.

Зимой бы съел грибок, да снег глубок.

Съел кусочек с птичий носочек.

Пушинка к пушинке- выйдет перинка.

Без ручки кружечка- стаканчик.

Невелика щучка, да зубок востер.

Подал ручку, да подставил ножку.

Будут цветочки, будут и ягодки.

Около пчелки медок, около жучка - навоз.

Не расти яблочку на елочке.

По ниточке до клубка доходит.

После дождика будет солнышко.

 

Работу над именами существительными можно проводить с помощью разных вопросов и заданий.

1.Какое слово обозначает маленький предмет? Про какой предмет говорится ласково?

2.Измените слово так, чтобы оно обозначало маленький предмет.

З.Как сделать ласкательную форму для имени?

V. Усвоение относительных прилагательных.

Не бывать сосновой шишке на рябине.

Смелому- медовые пышки, трусу- еловые шишки.

На ивовую палку не опирайся, а глупому не доверяйся.

 

 

  1. Усвоение притяжательных прилагательных.

Петушиным гребнем головы не причешешь

И по заячьему следу доходят до медвежьей берлоги.

Волк и в овечьей шерсти не укроется.

 

 

 

Информационная афиша

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СКОРОГОВОРКИ

ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

ЗВУКОВ

 

 

 

 

 

 

 

Учитель -логопед Бабич Л.М.

 

 

 

Скороговорки, стихи, пословицы, прибаутки ...Они издавна являлись на Руси не только формой словесного развлечения или игры, но и представляли огромный интерес для представителей любого возраста. Наибольшее предпочтение дети отдавали не только складным стихотворным формам, но и игровому элементу -соревнованию, который наиболее ярко представлен в скороговорках, ведь умение говорить не только быстро, но и правильно считается немалым мастерством, особенно для детей.

 

В логопедии скороговорки являются одной из интереснейших форм, применяемой для закрепления произношения изученного звука в речи.

Перед Вами представлены наиболее интересные и полюбившиеся скороговорки. Возьмите их на заметку, посоревнуйтесь сами с ребенком!

 

 

 

 

 

Звук С

 

 

Скок да скок, скок да скок- покатился колобок,

Круглый да румяный- прямо на поляну.

 

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

 

Барсучиха- бабушка испекла оладушков.

Шел Саша по шоссе, нес сушки в мешке!

Распустили семь хвостов, каждый хвост семи цветов.

Ем я кашу и сметану, у меня силенки есть.

Осень, осень, осень, ветер листья носит.

 

В лесу темно, все спят давно.

Одна сова не спит, на суку сидит, на нас глядит,

 

Сыпься, сыпься снег, снег! Посыпай всех, всех!

Сеня сено косит, Сема сено носит.

 

Сети у Симы, сети у Васи, сети у Сени, сети у Аси.

Я несусь на самокате мимо сосен и берез.

Клюв- гусиный носик - гуси гордо носят.

Семь суток сорока спешила, себе сапоги сыромятные шила.

 

 

 

 

 

Звук 3

Захар змея запускает,

Зойка с зайкою играет.

Зина в лес пошла, землянику нашла.

Зеленый кузнечик в зеленой стране играет зеленую песенку мне.

 

Зайке холодно зимой, зайке голодно зимой; зубки зайкины стучат, так капустки хотят.

 

К нам зайдет Новый год, заведет хоровод, зазвенят голоса, засверкают глаза!

 

Засверкал над лесом золотой закат.

 

Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

 

В зеленом, зеленом, зеленом лесу зеленый листок как флажок я несу.

 

Пошел спозаранку Назар на базар, купил там козу и корзинку Назар.