Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя по коррекции звукопроизношения

Григорьева Любовь Геннадьевна

В статье раскрывается отличие работы логопеда по исправлению произношения звуков от работы воспитателя по формированию звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_v_rabote_logopeda_i_vospitatelya.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя

по коррекции звукопроизношения

Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе логопеда и воспитателя. Необходимо учитывать разграничение функций логопеда и воспитателя.

Одним из нарушений речи у детей являются различные недостатки звукопроизношения.

Основные отличия работы по формированию звукопроизношения

от работы по исправлению звукопроизношения

Формирование звукопроизношения — это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

Исправление звукопроизношения — это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление этих недостатков.

Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуками состоит из трех основных этапов:

1) подготовительного этапа;

2) этапа появления звука;

3) этапа усвоения звука в речи.

Работа логопеда по исправлению произношения звуков и работа воспитателя по формированию звукопроизношения различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений, навыков.

Подготовительный этап

Логопед в зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.

Воспитатель по заданию логопеда в игровой форме закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звука

Логопед вызывает звуки, предварительно отрабатывая артикуляционный уклад нужного звука, при этом использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.

Воспитатель закрепляет произнесение вызванного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции.

Этап усвоения звука

Логопед автоматизирует вызванные звуки, вырабатывает дифференциацию звуков на слух и в произношении, последовательно вводит в речь (в слог, слово, предложение, чистоговорки, рассказы, стихотворения, скороговорки, в самостоятельную речь).

Воспитатель закрепляет вызванный звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендованный логопедом.

В задачу педагога также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей. В случае необходимости педагог в тактичной форме исправляет речь ребенка. Исправляя ошибку, не следует повторять неверное слово, указав на сам факт ошибки, нужно дать речевой образец и предложить ребенку произнести слово правильно. Важно, чтобы дети под руководством педагога научились слышать ошибки в своей речи и самостоятельно исправлять их, для этого педагог привлекает внимание ребенка к его речи, побуждает к самостоятельному исправлению ошибок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации к образовательной программе дошкольного образования «Мозаика» / авт.-сост. Е.Г. Карасёва. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 64 с. – (ФГОС дошкольного образования).

2. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» - М.: Просвещение, 1989. – 239 с.