Главные вкладки

    Классификация нарушений речи

    Григорьева Любовь Геннадьевна

    В статье раскрываются две классификации нарушений речи: клиническая и психолого-педагогическая.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл klassifikatsiya_narusheniy_rechi.docx15.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классификация нарушений речи

    Клиническая классификация (в основе лежит изучение причин и патологических проявлений речевой недостаточности)
    Дисфония – отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется в виде отсутствия фонации (афония) либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония).
    Брадилалия – патологически замедленный темп речи.
    Тахилалия – патологически ускоренный темп речи.
    Заикание (логоневроз) – нарушение темпоритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
    Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
    Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомофизиологическими дефектами речевого аппарата.
    Дизартрия – нарушение звукопроизносительной стороны речи, связанное с органическим поражением центральной нервной системы. Страдает не только звукопроизношение, но и темп, выразительность, модуляция.
    Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи).
    Афазия – полная или частичная утрата ранее сформированной речи, связанная с локальными поражениями головного мозга в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, сосудистых заболеваний и нарушений кровообращения.

    Нарушения письменной речи:
    Дислексия – нарушение чтения, проявляется в затруднении при распознании и узнавании букв, при слиянии букв в слоги и слогов в слова, что приводит к непониманию даже простейшего текста.
    Дисграфия – специфическое расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажениях звукослогового состава и структуры предложения.

    Психолого-педагогическая классификация (учитывает степень нарушения языковых средств общения в процессе речевой коммуникации)
    1 группа:
               - фонетическое недоразвитие;
               - фонетико-фонематическое недоразвитие;
               - общее недоразвитие речи (ОНР).
    2 группа:
               -заикание.

    Каждая группа дефектов в свою очередь различается по форме (природе) нарушения и степени его выраженности.

    Клиническая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи взаимно дополняют друг друга.