Как знакомить детей с предлогами

Григорьева Любовь Геннадьевна

В статье раскрывается порядок работы каждого занятия по формированию предложных конструкций у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_znakomit_detey_s_predlogami.docx15.15 КБ

Предварительный просмотр:

Предлоги (служебные слова) помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и достичь сочетаемости слов и предложений.

У детей с ОНР имеется период, в течение которого все предлоги опускаются.

Только после того, как будет достаточно развито глагольное управление, можно начать работу непосредственно по вычленению предлога из словесного состава речи. Так как дети с нарушениями речи часто воспринимают его как часть слова, то игры, предлагаемые им на занятиях для усвоения предлогов, должны быть организованы, так, чтобы смысловой центр высказывания приходился на предлог. Здесь важно для ребёнка понять, что оно хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово; замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие предметов.

В старшей группе предлоги называют «маленькими словами» и знакомят с ними и их схемами в следующей последовательности: у (около, на, в, под, за, перед, к, от, по. В подготовительной к школе группе дети знакомятся с термином «предлог» и идёт работа по изучению следующих пространственных предлогов: из, с, над, из-под, из-за, между, через.

В связи с тем, что детям с ОНР легче строить предложения с наглядной опорой, целесообразен следующий порядок работы каждого занятия по формированию предложных конструкций:

1. Составление словосочетаний и предложений с предлогами по демонстрируемому действию. Здесь наглядность представлена максимально в виде предметов, объектов и действий с ними, непосредственно наблюдаемых детьми. Планом высказывания служит порядок действий, производимых на глазах у детей. Необходимые речевые средства даёт детям образец высказывания педагога.

2. Составление словосочетаний и предложений с предлогами по следам демонстрируемого действия. Наглядность и план высказывания аналогичны используемым на предыдущем этапе; усложнение достигается за счёт отсутствия образца высказывания педагога.

3. Составление словосочетаний и предложений с предлогами по самостоятельному действию ребёнка. Педагог даёт поручение ребёнку, тот его выполняет, составляя предложение о своём действии, используя изучаемый предлог.

4. Составление словосочетаний и предложений с предлогами с наглядной опорой в виде предметов, картинок. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними.

5. Составление словосочетаний и предложений с предлогами со словами, предложенными педагогом.

Полезно использовать наглядный материал, помогающий контролировать усвоение детьми знаний и навыков, повышающий их активность.