Непосредственная образовательная деятельность по познавательному развитию (ФЭМП) «На лесной полянке» в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

 

Приоритетная образовательная область – «Познавательное развитие».

Интегрируемые образовательные области – «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Цель:расширять и закреплять математические знания и умения посредством игр.

Область «Познавательное развитие»

- Развивать умение составлять четырёхугольник из счётных палочек;

- Познакомить детей с признаками четырёхугольника;

- Уточнять понятия «слева», «справа», «вверху», «внизу»;

- Развивать умение правильно называть цифры от 1 до 5;

- Упражнять в соотношении количества предметов с цифрой в пределах 5;

- Развивать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги);

- Упражнять детей в различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Область «Социально – коммуникативное развитие»

- Закреплять умение понимать, практически применять и обозначать результаты своей деятельности терминами, определяющими пространственное расположение предметов по отношению к себе и на плоскости;

- Побуждать детей включаться в совместную со взрослым игровую ситуацию;

- Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями сверстников.

Область «Художественно- эстетическое развитие»

- Развивать мелкую моторику рук.

Область «Физическое развитие»

- Стимулировать развитие центральной нервной системы и всех психических процессов;

- Предупреждать утомляемость воспитанников, удовлетворять потребность детского организма в двигательной активности.

Область «Речевое развитие»

- Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.

Предварительная работа:

- Организация дидактических игр по ФЭМП.

Материалы и оборудование:

Раздаточный:

1.счётные палочки,

2.цифры от 1 до 5,

3.карточки с изображением предметов от одного до пяти,

4.карточки для ориентировки на листе бумаги с плоскостным мячом,

Демонстрационный:

1.игрушка – ёж,

2.чудесный мешочек,

3.магнитофон с диском «Голоса леса»

4.мяч.

Ход занятия:

- Ребята,я вам  сегодня предлагаю отправится на лесную полянку в гости к ежу.Вокруг себя повернись, на полянке окажись (воспитатель с детьми кружится с закрытыми глазами и «оказываются» на лесной полянке)

- Вот мы и на полянке. Посмотрите, нас встречает ёж….

Ёж: Здравствуйте ребята! Я знаю, что вы очень любите играть и поэтому вас встречаю с чудесным мешочком. (воспитатель заглядывает в мешочек).

Педагог: Да это же счётные палочки!

Ёж: ребята, рассаживайтесь поудобнее.

Какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник). Отлично!

- Катя, а ты какие фигуры знаешь? Назови.

Ёж: Я вам предлагаю из счётных палочек выложить квадрат (дети выкладывают квадрат). Здорово!

- Как называется эта фигура? Сколько палочек вы использовали? (Я использовал 4 палочки…)

- Красивые квадраты у вас получились. Оставьте ихпожалуйста, не ломайте. А рядом выложите ещё один квадрат, но больше того который у вас уже есть. Отлично!

- Чем похожи ваши квадраты? (Четыре  угла и четыре стороны.Добиваться от детей полных ответов)

- Чем отличаются ваши квадраты? (Размером: один большой, другой маленький)

- С какой стороны лежит у вас маленький квадрат?(слева) С какой стороны лежит большой квадрат?(справа) Чудесно!

 

Ёж: А ещё  я люблю играть с мячом. Поиграйте пожалуйста со мной… Возьмите пожалуйста белый квадрат и положите мяч в середину квадрата. Молодцы!. Вот я подбросил мяч и он оказался в верхнем правом углу. (Дети выполняют задание) Теперь мяч покатился в левый нижний угол (Дети выполняют задание. Педагог подходит, проверяет и индивидуально обращается к детям: «Где у тебя мяч?» Ответ детей: Мяч в левом нижнем углу и т.д.) Мяч летит в правый верхний угол. Замечательно! Теперь он летит в  левый нижний угол. Отлично, ребята. Мне так понравилось с вами играть в мяч.


Дидактическая игра «Какой цифры не стало?»
Ёж: А еще я вам предлагаю поиграть с цифрами.

Выложите пожалуйста цифры по порядку от 1 до 5. Отлично, никто не ошибся! Мы будем играть в парах. Один из вас закроет глаза, а другой прячет одну цифру. Открыв глаза, вы должны догадаться какой цифры не стало. Потом вы меняетесь. Кто закрывал глаза, тот будет прятать цифру.

Ёж: «Мне всё больше и больше нравится с вами играть. Я вам предлагаю поиграть в игру «Вчера, сегодня, завтра»

- Вставайте пожалуйста в круг. Педагог бросает мяч кому –то и говорит:

«Мы читали сказку?...» Ребёнок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?»(вчера);

«Мы пойдём гулять в лес…(завтра);

«Мы ходили на музыкальное занятие…когда?» (вчера);

«Мы играем …» (сегодня);

«Физкультурное занятие будет…» (завтра);

«Мы пришли в гости к ежу…»(сегодня)» и т.д.

Дидактическая игра «Найди для ежа подарочки»

Педагог: А сейчас я хочу вам предложить собрать «подарочки» (разные предметы) для ежа. Я вам раздам карточки с цифрами. Вы, глядя на эту цифру,должны найти карточки с таким же количеством предметов. (Дети находят соответствующее количество предметов и педагог добивается от детей полных ответов: «У меня цифра 5 и я нашёл пять листьев и т.д.»)Дети меняются цифрами. Игра проводится 3-4 раза.-

- Замечательно!

Славно мы поиграли с ежом.

- Но к  сожалению, нам надо возвращаться в детский сад. Попрощайтесь пожалуйста с ежом. Вокруг себя повернись, в детском саду окажись.

- Вот мы с вами снова в детском саду.

- Скажите пожалуйста, где мы сегодня были? Что делали?

А что вам больше всего понравилось? (Дети высказывают свои ответы)

-А мне очень понравилось ребята, как вы сегодня играли. Молодцы!