ВАЖНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Китаева Елена Викторовна

Экология, экологическая ситуация, экологический кризис…

Слова, которые слышны чаще и чаще [1].

Экологическое состояние планеты и тенденция его ухудшения требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Каждому из нас важно знать, как человек связан с природой, как зависит он от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет право их игнорировать. Последние десятилетие это период становления экологического образовательного пространства.

В январе 2014 года вошёл в силу новый документ «Стандарт  дошкольного образования» (ФГОС ДО), который определяет работу детских садов, как образовательных учреждений первой ступени общего образования и ориентирует педагогические коллективы на сохранение уникальности и самоценности детства, всестороннее развитие личности ребёнка.

«Стандарт» предусматривает создание в детском саду полноценной развивающей предметной среды, т.е. условий для реализации всех разделов программы и стремление к концу дошкольного периода получить результат и достигнуть развития в детях качеств, определяемых «целевыми ориентирами» [2].

Это обусловило необходимость соблюдения вертикальной преемственности и в естественно-научной, что определено в первую очередь неразрывностью процесса формирования у них целостной научной картиной мира, особенностью отражения ими окружающей действительности.

Непосредственное и опосредованное познание природы всегда является главнейшим направлениям работы со старшими дошкольниками, благодаря чему накоплен значительный методический опыт. Вместе с тем разнообразие дидактических систем и технологий младших школьников дисциплины «Окружающий мир» максимально широкая интеграция данного учебного предмета предъявляет свои требования к уровню дошкольной подготовки [3]. 

     Вариативность программ воспитания дошкольников предполагает и разное видение процесса их ознакомления с окружающим миром, в том числе содержательном, технологическом и т.д. вместе с тем они все исходят из того, что: дети (особенно старшего школьного возраста) имеют первичные, разноплановые (бытовые,  житейские, научные) представления о предметах и явлениях природы (осень наступила, потому что солнышко не греет и листья опадают.

Период дошкольного  детства характеризуется активной познавательной деятельностью ребёнка интенсивным развитием интеллектуальной и эмоционально-чувственной сфер, становлением самосознания, освоением общечеловеческих ценностей, различных социальных ролей, а отношения детей с природой очень сензитивны, носят познавательно и эмоционально значимый характер (Л.И. Божович, Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин и д.р.)

Можно считать достаточно разработанными принципы содержания и использования определённых методов и форм экологического образования в педагогике дошкольного детства. В современной науке отмечается единение целей и результата экологического образования дошкольников, адекватного возрасту и соотносимого с экологической ответственностью как личностным качеством и показателям экологической культуры. Хотя разные авторы значительно расходятся в понимании характера формируемого отношения детей к природе от «эмоционально чувственного» до «осознанно правильного», тем не менее они едины в одном-необходимо формировать экологическое воспитание личности.

Однако, психолого-педагогические исследования (А.Б.Амирова, Д.С. Дежникова, В.А. Ясин и др.) показывают что даже на уровне старших дошкольников, широко информированных в области экологических проблем, владеющих навыками природосообразной деятельности, не происходит трансформации полученных знаний и умений в деятельность, отношение, поведение-связь между уровнем знаний и окружающей среды и сознательным, бережным к ней отношением отсутствует, высокая экологическая эрудиция вполне может совмещаться с низким уровнем отношения к природе.

Результаты научно-теоретических и экспериментальных исследований в области экологической психологии и педагогике детства (С.Д. Дерябо, Л.В. Моисеева, Л.П. Салеева и др.) свидетельствуют о сложившимся понимании процессов развития отношений ребёнка с ближайшим природным окружением. Многообразие и вариативность программ экологического образования детей дошкольного возраста (В.И. Ашиков,  Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, Т.В. Попова, Н.А. Рыжова, Н.А. Ракбейль и др.) показывают существенные достижения в разработке содержания экологического образования, в создании педагогических условий, обеспечивающих принятие дошкольниками экокультурных ценностей, овладения умениями грамотного взаимодействия с природой, развитие экологического мышления и экологической воспитанности детей.

Экологическое воспитание как необходимое условие перехода на модель «устойчивого развития», социально экологического идеала, выступает фактором формирования экологической культуры личности, что отражено в работах и исследованиях И.П. Зверева, Н.Н. Моисеева, И.Т. Суравегиной и д.р.

Большую ценность в теоретическом обосновании исследования представили работы, посвящённые изучению особенностей освоения детьми дошкольного возраста окружающего мира и ценностного ориентирования в нём (В.В. Зеньковский, Н.И. Непомнящая, М.В. Осорина и др.). Проблема ценностных ориентаций в системе экологического образования отражена в работах С.Н. Глазачева, И.П. Зверева, Н.М. Мамедова, И.Т. Суровегиной. Важную роль в духовной составляющей в ценности человека подчёркивали Б.А. Аркин, П.П. Блонский, В.С. Соловьёв и др. Культурологической подход обозначен в работах Н.Н. Вересова.

Концептуальные положения, отражённые в трудах Б.Т. Лихачёва, С.Н. Николаевой, А.Е. Тихоновой и многих других позволили педагогам запланировать разработку педагогических условий становления экологической субкультуры дошкольников.

Субкультурные различия наиболее активно исследуются в рамках таких научных областей как философия, этнография и социология (Я.П. Гарелин, В.Н. Добровольский, Л.Г. Ионин, Д.С. Лихачёв, Т.Б. Щепанская и др.).

Экологическую субкультуру как форму существования описывает А.Д. Клещева Г.П. Сикорская видит в экологической субкультуре образовательный системокомплекс. Субкультуру детства как источник экологического развития ребёнка, а также экологическую субкультуру детства и саморазвития в ней изучает В.А. Зебзеева.

Таким образом психологи-педагогическими условиями создан фундамент для разработки теории и категориального аппарата, для описания экологической субкультуры детей, качественной и количественной диагностики способов её проявлений [4].

Не менее важным аспектом экологического воспитания дошкольников становиться разнообразие применяемых приёмов и методов работы. В календарных планах ДОУ предусмотрены праздники, квесты, уроки добра, тематические встречи, выставки ДПИ посвященные экологическому воспитанию. Большим стимулом являются конкурсы Всероссийского уровня, один из которых «Сделаем вместе» проводимый на Российском уровне с 2012 года. Что касается методов работы с дошкольниками, их целесообразно применять в комплексе.

Метод чувственного познания природы-метод наблюдения. Один из успешных методов взаимосвязи природного и животного мира с окружающей средой является наблюдение занятий наблюдений за реакцией и поведением. В процессе наблюдений за живой природой у детей складываются конкретные представления, происходит развитие образного мышления. Важное место в системе экологического воспитания играет метод моделирования. Данный метод показывает, что природа воздействует на чувства людей и вдохновляет человека на творчество.

Совместно со всеми вышеперечисленными методами используется словесно-литературный метод, выделенный в самостоятельный метод в силу специфичности речевой деятельности. Речь сопровождает любую деятельность и в экологическом воспитании она наделена тремя важными функциями: в форме диалогового общения способствует наиболее эффективной передаче и корректировке знаний от воспитателя к дошкольнику, в форме монолога воспитателя способствует передачи новых знаний, в форме беседы помогает формированию понимания дошкольниками связей в природе. Применение словесно литературного метода является неотъемлемой частью в становлении экологического мышления у дошкольников. Приоритетной областью экологического воспитания дошкольников согласно требованиям ФГОС ДО является область «Познавательное развитие». Согласно рассматриваемому образовательному стандарту, содержание данной образовательной области было направлено на познавательное, интеллектуальное развитие и развитие познавательно исследовательской и конструктивной деятельности дошкольников. Содержание образовательной области «Познание» предполагает формирование первичных представлений у дошкольников об объектах окружающего мира и их свойствах. Конкретное содержание образовательных областей напрямую зависит от индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников, и может быть реализовано в различных видах детской экологической деятельности.

Педагогически организованная экологически направленная деятельность дошкольников имеет существенные особенности. Например, игровая деятельность экологической направленности подразумевает отказ от игр связанных с пагубным воздействием на природу и наоборот, предпочтение игр в которых дошкольник может выступать как защитник природы, выполняя установленные правила и нормы экологической этики.

Главной задачей художественно-эстетической деятельности экологической направленности является открытие дошкольниками поделок из природного материала, либо в процессе написания на холсте. В основе видов экологически направленной деятельности лежит, в разных формах её проявления, детская трудовая деятельность. Предметное содержание последней, предполагает осознанное отношение дошкольников к потребностям живых существ и осваиванию. Способов ухода за ними.

Вопросу экологизации среды в дошкольном учреждении посвящено достаточно трудов советских и российских педагогов, но более подробно вопрос о влиянии окружающей среды на развитие детей рассматривала специалист по дошкольной педагогике Е.И. Тихеева. Она утверждала, что детей необходимо воспитывать в непосредственно й близости к природе и максимально вносить её в дошкольные учреждения. Так в книге «Детский сад по методу Тихеевой» представлен метод образец природной среды в дошкольном учреждении. Выдающийся педагог А.С. Макаренко также настаивал на том, что в интерьере учреждения необходимы декоративные цветы [5].

Наблюдения за растениями и животными в уголке природы, ведение различных календарей, непосредственно – образовательная деятельность, целевые прогулки, обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей, эти мероприятия, направленные на формирование экологических знаний у старших дошкольников, становятся средством бережного воспитания по отношению к ней.

 

                                       

Список используемой литературы

  1. Т.А. Серебрякова Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста/Т.А. Серебрякова//5-е издание исправленное и дополненное / Москва Издательский центр Академия-2013 2 стр.
  2. С.Н. Николаева Теория и методика экологического образования дошкольников // 8-е издание стереотипное/ Москва Издательский центр Академия-2014 4 стр.
  3. Е.Ф. Козина Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте. / Учебник для академического бакалавриата, 2-е издание, исправленное и дополненное// Москва «Юрайт» 2019 6 стр.
  4. С.В, Михеева Становление экологической субкультуры детей в системе дошкольного образования. // Москва Издательство «ФЛИНТА» 2014 [Электронный ресурс дата обращения 06.10.19] 4-8 стр.
  5. Экологическое воспитание как направления дошкольного образования в условиях ФГОС Амурский научный вестник 2016 [Электронный ресурс дата обращения 10.10.19] №2  243-246 стр.
  6. https://sinonim.org/s/ дата обращения 11.10.19