Научить читать: чем раньше, тем лучше?

Многие родители стремятся "нагрузить" свое чадо знаниями, считая, что тем самым обеспечат ему счастливую дорогу в успешное будущее. Чем раньше ребенок научится читать, тем легче ему будет в школе, а ещё можно будет отдать его в школу посильнее (там требуют от поступающих первоклашек умения читать). Так ли это? - Я считаю, что нет.

Во-первых, многочисленные исследования уже давно доказали, что объем знаний оказывает самое незначительное влияние на успешность человека. В шутке, что самыми успешными и богатыми становятся "двоечники", есть значительная доля правды. Они не боятся допустить ошибку, не боятся не оправдать чьи-либо ожидания. Эти люди, как правило, общительны. Именно эти качества обеспечивают "бывшим двоечникам" успешность, а не знания (тоже научно доказанный факт). 

Во-вторых, и это, наверное, самое главное, в дошкольном детстве ребенок должен играть. Если ему нравится "играть в буквы", что же пусть играет и учится читать в игре, но если ему нравится катать машинки и укладывать куклу спать, то его "время учения" еще не пришло. В психологии есть такое понятие "сензитивный период" - это период в жизни человека, благоприятный для формирования тех или иных функций. Все просто: сензитивный период для обучения грамоте - 6-7 лет. Конечно, следует учитывать индивидуальные особенности развития, которые могут привести к незначительным отклонениям в ту или иную сторону. Но важно помнить, что обучение грамоте в один, два и даже четыре года - это нарушение законов природы. Чем такая ломка обернется для ребенка? - Достаточно посмотреть результаты исследований, как учатся и учились дети, приверженцев методик раннего развития. Эти дети теряют интерес к учебе с первых дней, потому что то, что говорит учитель, им уже знакомо, а общаться с одноклассниками им не интересно, так как не сформирован навык межличностной коммуникации (попросту они не умеют дружить, так как этому их не учили).

Итог: в возрасте, предназначенном, для обучения (в том числе, чтению) ребенок освоит гораздо быстрее, успешнее и самостоятельнее (если можно так сказать) предлагаемую ему информацию. В противном случае, Вы можете потратить годы (с рождения и лет до пяти) на обучение его 33 буквам русского алфавита, ломая природу развития и лишая детства (как бы пафосно это не звучало).

Скажите Ваше мнение по вопросу раннего обучения чтению. Для меня важно его узнать.

 

Комментарии

Лоскутова Марина Николаевна

Здравствуйте! Полностью с вами согласна. Столкнулась с этой ситуацией два года назад, когда родители в средней группе начали спрашивать, когда я в детском саду буду учить детей буквам и читать. Пыталась объяснить родителям, что не эта часть обучения в этом возрасте главная. Но увы, не все меня услышали.

Сотникова Светлана Викторовна

Здравствуйте! Читая вашу статью я подумала вот о чем. Если нам, воспитателям, задаться целью выпустить группу стопроцентно готовых к школе детей (имеется в виду мышление, речь, память, моторика, мотивация, коммуникативные навыки, психическая и физическая готовность и т.д.), то и без обучения чтению работы выше головы. Поэтому с младшей группы привлекаю родителей к этой кропотливой работе. Хотите, чтобы ребёнок имел хорошую память? Выучите с ним всю "Муху-цокотуху". Осилили? Пойдём дальше. Моторика? Рисуем красками дома каждые выходные и приносим в группу детские шедевры. Хотите учить буквы? А как на счёт того, чтобы научить ребёнка самостоятельно одеваться, выворачивать и складывать вещи? Так мы и доходим до старшего возраста. В подготовительной группе обучение чтению беру на контроль. Некоторые дети ходят на дополнительные занятия, кто-то учится читать с бабушкой, а для остальных в группе работает кружок "Абвгдейка". Так стараюсь выпустить подготовишек с навыком слогового чтения. Правда, один год чуть "не прокололась". Посмотрели мультфильм про фиксиков "Узлы", и решила проверить, как дети завязывают шнурки на бантик. Только половина девочек справилась с заданием! Зато складывать слоги умели все! Пришлось в срочном порядке доставать шнуровки. А ваши дети справятся с таким заданием?

Слажнева Оксана Александровна

Именно" обучение чтению" не входит в программу дошкольного образования, но, все же, детям умеющим читать, в первый год обучения учеба дается легче, хотя бы потому, что они тратят на чтение гораздо меньше времени, чем дети, которые только научились складывать слоги. Поэтому, в интересах родителей- научить своего ребенка читать, желательно, с пониманием и осмыслением прочитанного.

Чеснокова Наталья Сергеевна

У нас тоже родители очень часто спрашивали: будем ли мы учить детей читать. Но в нашу программу обучения это не входит. Мы знакомим детей с буквами, звуками.
Многие родители сами пробуют обучать детей читать. И, если ребенок не готов (нет желания читать), то конечно может возникнуть даже стойкое отвращение к чтению. А вот если ребенок горит научиться читать, то конечно мне кажется, этот момент упускать нельзя. И еще один момент, на который не обращают внимание родители (или не знают о нем): они учат детей буквам, а вот на звуки внимания не заостряют. А ведь произносим в чтении мы именно звуки. Поэтому часто и возникает проблема: читаем не МА, а Эм А. И конечно ребенок не понимает, что прочитал.
По опыту со своими детьми. Старшая даже в школе не хотела читать, А младшая в 4 года стала сама учить буквы. Сейчас ей почти 5, читает слова. Каждый вечер садимся перед сном читать книгу, так читаем по очереди.

Из года в год моя излюбленная тема в ДОУ - воспитание любви к книге, чтению. Возможно, это очень много для детского сада. А мне это помогает и в достижении цели в разных областях образовательной деятельности, и в работе с родителями (волнующая для всех тема). Если говорить о чтении, то я прежде всего всего развиваю фонематический слух, расширяю активный словарь детей, провожу игры, ситуации, драматизации на развитие коммуникативных качеств. И умение осмысленно читать у детей подготовительной группы возникает как следствие большой, интересной и ненавязчивой работы.