Семейный дневник как одна из нетрадиционных форм взаимодействия воспитателя с родителями в ДОУ

Гатиятуллина Розалия Рифовна

Семейный дневник как одна из нетрадиционных форм взаимодействия воспитателя с родителями в ДОУ

25.11.2020г

Нетрадиционные формы работы с родителями – то есть нестандартные, особенные, оригинальные, отличающиеся от общепринятого.

Взаимодействие ДОУ и семей воспитанников посредством нетрадиционных форм является необходимым условием для:

- привлечения внимания родителей к проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста с целью полноценного и своевременного развития ребёнка

- целенаправленного образования родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному сотрудничеству с педагогами образовательного учреждения

- формирования активной позиции воспитательной роли семьи

Поступление ребёнка в детский сад вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Большое значение в адаптации к детскому саду имеет взаимодействии воспитателя и родителей ребенка, полнота и достоверность информации от обеих сторон о состоянии, реакциях, предпочтениях, успехах малыша. В младшей группе, из-за специфики возраста и адаптационных реакций, воспитателю бывает сложно найти время для общения с родителями во время рабочего дня, а родителям важна и интересна любая информация о ребенке.

В такой ситуации индивидуальный семейный дневник воспитанника наиболее удобная форма взаимодействия педагогов и родителей, имеющая нетрадиционную новую направленность и отвечающая всем целям совместной работы.

Оформлением дневника непринуждённо можно придать новизну практике взаимодействия семьи и детского сада, обеспечить единство воспитания в детском саду и дома. Задачи, способствующие реализации данной цели: оказание родителям квалифицированной психолого-педагогической, методической помощи по вопросам воспитания, обучения, оздоровления детей младшего  и старшего возраста; обеспечение своевременной информации об особенностях работы дошкольного учреждения, о событиях, происходящих в детском саду.

Преимущество дневника в том, что он строго ориентирован на конкретных детей как в адаптационный период, так и на протяжении всего дошкольного период, учитывая воспитание, развитие, запросы, интересы, увлечения. А главное, в дневнике можно писать о наших детях, их достижениях и их проблемах. Дневник читается родителями, лежит в индивидуальном шкафчике ребенка в раздевалке.  Ребёнок может забрать дневник, чтобы вместе с родителями заполнить его дома. Дневник, среди прочих достоинств, обладает еще одним неоспоримым качеством – здесь совершенно исчезает элемент принуждения, о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Его можно читать, можно просмотреть.

Работа над дневником – достаточно трудоемкий процесс, требующий определенной подготовки, ведь нужно продумать саму форму, т. к. он не традиционный, как из типографии, а сделанный своими руками. Ведется дневник на протяжении всего дошкольного периода в детском саду. Дневник неоценим как для совместной работы воспитателя с ребенком, так и в работе с родителями, и может использоваться в качестве дополнительного материала при изучении семьи, её устоев и внутрисемейных взаимоотношений.

Структура дневника «Наши заметки о …» состоит из нескольких разделов:

Раздел 1. «Это мы, это я, это вся моя семья»

В первом разделе родителям предлагается заполнить информацию о себе, своем ребенке, родственниках, указать адрес проживания, телефоны и т. д. Для воспитателей также будет важна информация о возможных аллергических реакциях, о продуктах питания, которые следует ограничить или вовсе исключить из рациона ребенка.

Раздел 2. «Рост и развитие»

Здесь воспитатель отмечает данные антропометрии (рост и вес, которые фиксируются в начале и конце года.

На отдельной странице воспитатели и родители изображают режимные моменты своего дня и режим в детском саду. Можно использовать картинку.

Раздел 3. «Наша жизнь»

Самый большой раздел, в котором воспитатели и родители записывают любимые занятия ребенка, как протекает его сон, как питается, достижения на занятиях, смешные выражения, хорошие поступки и вредные проделки. Здесь говорится о праздниках, которые дети готовят в детском саду вместе с воспитателями и родителями: Пасха, Масленица, Рождество и др., можно использовать фотографии. Можно включить раздел, в котором родители могут задать свои вопросы воспитателю или специалисту.

Структура дневника очень подвижна. В зависимости от задач, которые преследует педагогический коллектив и родители, освещаемые темы могут дополняться другими или сокращаться.

Ценность записей, сделанных в дневнике, не в «правильности» оформления, а в содержании. Не всегда удается запомнить моменты, которые происходят в жизни ребенка, поэтому особенно ценен этот дневник именно как память о веселом и прекрасном времяпровождении ребенка в детском саду и дома в такой, казалось бы, долгий, но на самом деле мимолетный период времени, как дошкольное детство.

Мы убеждены, что дневник хоть и не главная, но важная форма взаимодействия воспитателей детского сада и родителей. Это и способ педагогического информирования семьи, и средство развития творческих способностей детей, и развлекательная форма его ведения для ребенка.

Важно помнить, что какую бы форму работы мы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и педагогов редко возникает сразу. Это длительный процесс, со множеством «подводных камней», это долгий и кропотливый труд не только педагогов, но и родителей. И главное, на этом пути – не останавливаться на достигнутом, продолжать находить новые грани сотрудничества воспитателей с родителями воспитанников.