Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников.

Шарипова Ксения Александровна

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать»детей в совместный проект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников.

Любая реформа образования должна

опираться на личность человека.

Если мы  будем следовать этому правилу,

ребенок, вместо того, чтобы обременять нас,

 проявит себя как самое великое

и утешительное чудо природы».

                                                        М.Монтессори

«…Дети любят искать, сами находить. В этом их сила»

                         А. Эйнштейн

Профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями. «…Дети любят искать, сами находить. В этом их сила», - писал А. Эйнштейн;

Слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед»,«выступающий», «бросающийся в глаза». Сейчас этот термин связывается с понятием«проблема».

В чем сущность метода проектов?

Евгения Семёновна Полат,(профессор Института средств и методов обучения  российской академии образования, доктор педагогических наук) дает такое определение методов проектов в современном понимании

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути»

 «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить” - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями»

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать»детей в совместный проект

Какие вилы проектов могут использоваться в педагогическом процессе детского сада?

Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям:

  • по предметно-содержательной области        
  • монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области.
  • интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.
  • по характеру доминирующей в проекте деятельности        По Е. С. Полат:

— творческо-игровые

— исследовательско-творческие

 информационно-практические

— творческие продуктивные

  • по количеству участников        индивидуальные,
  • парные,
  • групповые,
  • коллективные
  • массовые.
  • по продолжительности
  • краткосрочные (мини-проекты),
  • средней продолжительности
  • долгосрочные

        Как же писать проект?

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

  • Проблема;
  • Проектирование или планирование;
  • Поиск информации;
  • Продукт;
  • Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы ( фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

Итак, начинаем писать проект. Для этого:

1.Ставим перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей

2.Вовлекаем дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской» цели)

3.Намечаем план движения к цели (поддерживаем интерес детей и родителей)

4.Обсуждаем план с семьями

5.Обращаемся за рекомендациями к специалистам детского сада (творческий поиск)

6.Вмете с детьми и родителями рисуем план-схему проведения проекта и вывешиваем её на видном месте

7.Собираем информацию, материал (изучаем с детьми план-схему)

8.Проводим занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта

9.Даём домашние задания родителям и детям

10.Переходим к самостоятельным  творческим работам (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы, предложения)родителей и детей

11.Организуем презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляем альбом и т.п.

12.Подводим итоги:  выступаем на педагогическом совете, «круглом столе», проводим обобщение опыта

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.