Влияние игрушки на игры детей младшего дошкольного возраста

Ельчанинова Оксана Александровна

Игрушка помогает ребёнку знакомиться с окружающим миром, с помощью неё закрепляет полученные впечатления. Игрушки имеют особое значение в жизни детей младшего дошкольного возраста. Они являются стимулом к игре, ее началом: кукла побуждает к игре "Дочки-матери", машина - "Шофёр". От игрушек зависит содержание игры, они служат для развития воображения. 

Наиболее воспитательный характер на детей оказывают игрушки, изображающие людей, животных, птиц, рыб, природный мир, предметы техники и т.д. С ними у дошкольников ассоциируются определённые представления, оживают в памяти яркие впечатления, появляется возможность творчески перерабатывать имеющийся жизненный опыт.

Образные игрушки помогают ребёнку войти в роль, создать любимый образ, осуществить задуманное. Чтобы девочке почувствовать себя мамой, понадобится кукла, "шофёру" - машина. Игрушка помогает сделать действие детей реальными. 

Ребёнок начинает осваивать и познавать реальный мир в семье. Любовь к родителям и близким людям оказывает на детей большое влияние. Девочки хотят стать "такой, как мама", мальчики - "как папа, дедушка". 

С большим интересом малыши присматриваются к труду людей различных профессий: шофёра, врача, полицейского. 

Повышенная эмоциональная восприимчивость и неустойчивость внимания в младшем дошкольном возрасте требуют особой красочности игрушки, простоты и выразительности её формы.

Основное требование к игрушке: должна быть такой, чтобы можно было активно действовать, разыгрывая свою роль. Важны для малышей игрушки с отдельными подвижными деталями (куклы с головой, руками и ногами на шарнирах; автомобили, у которых открываются дверцы, багажник) или игрушки, которые можно собирать и разбирать. 

Наиболее удобны для малышей крупные машинки, мишки, куклы. Строительный материал необходим небольших размеров.

Для успешного развития игры не менее важное значение имеет хранение и расположение игрушек в группе. В группах детского сада располагают игрушки в разных местах групповой комнаты, создавая игровые уголки: в одном месте гараж для машин, в другом - домик для животных и т.д. Уголки создаёт воспитатель сам в начале года, без участия детей. Дети играют в игрушки в уголке, соблюдая порядок. 

В различных игровых ситуациях одни игрушки несут определённую эмоциональную и смысловую нагрузку (посуда, телефон, холодильник), имеют строго определённое назначение; другие (куклы, машины) наделяются содержанием в зависимости от их роли. 

Приём внесения игрушек - создание игровых ситуаций предполагает активное руководство воспитателя. Игровые ситуации ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать.

Приемы внесения игрушек можно чередовать. 

Таким образом, в играх проявляются те знания и представления, которые были даны детям, те чувства, которые у них воспитаны, а игрушка помогает закрепить эти знания, развить и углубить чувства.