Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дороге посредством ситуативно-имитационного моделирования

Лесковская Мария Анатольевна

Cитуативно-имитационное моделирование – это процесс конструирования модели реальной ситуации (в данном случае, опасной обстановки) и постановка экспериментов на этой модели, с целью понять различные стратегии поведения в ней.

Почему же я применяю этот метод в своей работе, потому что проблема дорожно-транспортного травматизма очень остро стоит в настоящее время в нашей стране.  Формировать у детей навыки правильного поведения на улицах начинать надо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании.

Используя этот метод, дети лучше усваивают правила безопасного поведения на дороге.

Для того, чтобы прорабатывать различные ситуации в группе организован мини-центр «Дисциплинированные водители и пешеходы».  Предметное наполнение развивающего центра содержит модели транспорта различного функционального назначения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр (жезл, свисток, форменная одежда, головные уборы сотрудника ГИБДД, светоотражающие жилеты), переносные дорожные знаки. Учитывая разносторонние интересы детей, игры и атрибуты располагаются в постоянном доступе, периодически обновляясь. В процессе игровой деятельности у детей, с одной стороны, закрепляются полученные знания, умения и навыки, а с другой – углубляется потребность в познании нового, совместных действиях и переживаниях, расширяется кругозор.

В учреждении создана «Театральная гостиная», где маленькие актеры показывают настоящие спектакли, а сказочные герои учат правилам дорожного движения.

Накоплен занимательный игровой материал: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, настольные игры по правилам дорожного движения.

Итак, моделирование опасной ситуации и выход из нее:

Ребенку предлагается поле для моделирования (картинка дороги, пешеходного перехода, детской площадки и т.д.)

Воспитатель сам предлагает назвать те или иные опасности, которые могут здесь быть. Например ребенок переходит дорогу на красный свет светофора или дети играют на дороге или на месте ремонтных работ.

После того, как ребенок перечислит те или иные потенциальные опасности, происходит переход именно к моделированию. Воспитатель ставит перед ребенком проблему. Например, мяч укатился на проезжую часть дороги. Как ты поступишь и что тебе понадобится для выхода из этой ситуации.

Ребенок с помощью дополнительных мелких картинок рассказывает алгоритм ухода от опасности.

Если у ребенка заранее будет заучен алгоритм выхода из опасности тем меньше вероятность того, что он поступит неправильно.

Так же правила дорожного движения хорошо усваиваются дошкольниками при организации сюжетно-ролевых и подвижных игр.

Полученные знания детей закрепляются во всех видах детской деятельности: изобразительной: рисование, лепка, чтение художественной литературы, экскурсии, беседы, интеллект – карта.

На методе интеллект карты хочется остановиться подробнее.

Метод интеллект - карт – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Интеллект - карты – это уникальный и простой метод запоминания информации. Метод позволяет интегрировать образовательные области наиболее полно и решать коррекционно-образовательные задачи.

Алгоритм составления интеллект-карты:

1.В центре листа обозначается общая тема (дорога, светофор и т.д.)

2. «Мозговой штурм» - подбор слов-ассоциаций по теме.

3. От центрального рисунка отходят линии-мысли, по часовой стрелке.

3. Дети называют слова-существительные и изображают то, что назвали.

3. К каждому существительному подбираются слова-признаки.

4. Составляется карта.

        Далее при приобретении новых знаний по теме дети самостоятельно (всю лексическую неделю) вносят дополнения в карту. В конце недели подводят итог работы (рассказ), с опорой на карту.

        Таким образом в процессе моделирования ситуаций поведения детей в различных формах, формируется умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; умение понимать инструкции взрослого, просчитывать алгоритм своей деятельности; умение видоизменять накопленный опыт, способность обрабатывать и использовать критически осмысленную в игре информацию для планирования и осуществления своей деятельности, расширения сведений о мире.