«Использование технологии портфолио как средства социально - коммуникативного развития дошкольников»

Владимирова Оксана Валерьевна

Владимирова Оксана Валерьевна,

воспитатель МКДОУ «Детский сад №171» г.Зимы

 

«Основной смысл портфолио – показать всё, на что ты способен».

Т.Г. Новикова

          Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию опыт работы по использованию технологии портфолио как средства социально – коммуникативного развития дошкольников.

          В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология портфолио.

Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период.

        Но как бы там, ни было, портфолио – это показатель творческих успехов. И это главное. Ведь как важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь, не умеешь.

        Портфолио для детей – это не блажь, и не прихоть. Это одна из основных методик, которую вводят в учебные заведения, чтобы педагог мог как можно больше узнать всю нужную информацию о ребенке.

         В своей педагогической практике я столкнулась с проблемой, что запомнить нужные данные обо всех детях невозможно, да и проводить беседы с родителями не всегда есть время.

       Поэтому я решила вести работу над составлением портфолио дошкольника. Собирая специальную папку - портфолио, я могу не только зафиксировать успехи воспитанника, но и проследить динамику, оценить сильные стороны развития ребенка, а также наметить умения и навыки, требующие развития, получить всестороннюю информацию.

       Работая над составлением портфолио, родители и ребенок не только поддерживают постоянный интерес к учебно-познавательной деятельности. Вместе с этим они приобретают бесценный опыт работы с портфолио, который, возможно, пригодится им уже в начальной школе, а в среднем звене будет просто необходим. Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители". А работа над его составлением - интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.

     Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

1.Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен поместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2.Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной: - для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.) - накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени (например, от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет и т. д.) - тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, моё домашнее животное, лето-весёлая пора и т. д.

3.Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

4.Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

5.Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

6.Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.)

      Работу по созданию портфолио, начала вести  с детьми младшей группы. Изучила методическую литературу: Кочкина Н.А., Чернышева А.Н. «Портфолио в ДОУ»; Руденко И., Тумакова О. Курынова С. « Портфолио дошкольника».// Обруч – М., 2005 - №6; Сизова Л.М. «Использование портфолио в педагогической деятельности». // Управление ДОУ – М., 2007 - №7; Адаменко Л.И. «Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики». //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – М., 2008 - №1; Фадеева Е.М., «Введение портфолио в образовательную практику детского сада»// Воспитатель № 2 – 2009.

         Изучив литературу, я провела консультацию для родителей на тему «Портфолио для детей дошкольного возраста». Я старалась сделать родителей союзниками в этом непростом деле. Поэтому первоначально привлекала наиболее активных, неравнодушных родителей.

         Внедряя портфолио в деятельность нашей группы, продумала содержание и разделы. Затем ознакомила родителей с этой информацией.

1.«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.

2.«Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две: - Вот какой я большой: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах - Чему я научился: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год. Например, научился выговаривать звук –р, считать до десяти и т. д.

3.«Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.

4. «Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья»

5.«Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.

6.«Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии, если они объёмные. Обязательно прописывается дата, тема работы.

7.«Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада, друга и т. д.

8.«Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.

9.«Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.

       Далее с родителями обсудили количество страниц, при этом у меня возникала необходимость систематически советовать родителям как правильно вести и дополнять разделы в портфолио. Портфолио состоит из папки с файлами, это позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.

        Родителям непременно стоит дополнять количество разделов. Например, если у малыша уже наметилось хобби или есть вполне конкретное любимое занятие необходимо завести для этого определенный раздел.

         Папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному увидели своего ребенка, восхищались и радовались его успехам, но и открыли новые таланты. Страницы были оформлены так, что ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствовали рисунки, символы, эмблемы.

        Я, считаю, что с помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы. Совместная работа помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга. Дети с удовольствием показывали друг другу свои портфолио, рассказывали о своих хобби. Это способствовало развитию общения и взаимодействия со сверстниками, развитию эмоциональной отзывчивости, формированию уважительного отношения к своей семье и сообществу детей, педагогов. А когда достигается единство действий семьи и педагогов, ребёнок активнее социализируется, у него развиваются коммуникативные навыки. Именно тогда воспитательный процесс проходит с наименьшими трудностями, а ребёнок легче воспринимает окружающий его мир через портфолио.

      Портфолио содержит информацию о семье, стимулирует родителей дошкольника задуматься о воспитании и развитии своего ребёнка. Таким образом, технология портфолио позволяет совершенствовать детско-родительские взаимоотношения, достигать позитивных изменений, отвечающих интересам детей, их личностному развитию, помогает семьям в их культурном и духовном развитии, содействует укреплению взаимопонимания родителей и детей.

        И в завершении хочется напомнить, так что же такое портфолио. Портфолио - это собственность ребёнка. Его любимая книга, которую малыш сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил, свои интересы, желания, мечты. Портфолио семьи может стать не только предметом гордости малыша, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «педагог - ребенок – родители», «ребенок – сверстники – родители». А работа над его составлением - интереснейшим духовным взаимообогащением. А после выпускного, заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом.