Дидактические игры для упражнений по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения

Зарема Руслановна Нуцалова

Дидактические игры  для упражнений по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры для упражнений по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения

«В игре ребенок открывает для себя целый мир образов и красок. Насколько яркий, богатый и реальный будет этот мир, зависит от нас, взрослых».

К. Ушинский

В процессе обучении дошкольников с нарушением зрения особенное место занимает дидактическая игра, заключающая в себе большие возможности для развития умственной деятельности детей, для стимулирования самостоятельности и активного мышления.

Являясь одним из ведущих видов обучения, дидактические игры дают возможность закреплять и уточнять знания, получаемые детьми на занятиях. Увлеченный игровым занятием ребенок незаметно выполняет дидактическое задание, то есть обучается играя.

Опыт работы в специализированных дошкольных заведениях для детей с нарушением зрения показывает, что зрительное восприятие этих детей имеет свои особенности: неполноценное зрение не дает возможности ясно видеть качества, признаки, строение, взаиморасположение в отдельных предметов, их положение в пространстве.

То есть это дети с сенсорными нарушениями. А поскольку познавательная деятельность детей формируется на бедной сенсорной основе - представления детей неточные , носят фрагментальный характер.

Полученная с помощью неполноценного зрения информация слабо закрепляется в памяти, это так называемые забытые зрительные впечатления (то есть не сохранение в памяти признаков предметов, что в свою очередь, затрудняет воссоздание образа).

Дети с нарушениями зрения имеют не только особенности восприятия, а при тяжелых формах зрительного заболевания отличаются и особенности развития игровой деятельности:        /

  • низкая заинтересованность игрой (уровень манипуляции с игровым

материалом);

. отсутствие заинтересованности к выигрышу;

  • отступление от правил игры;

. использование игрового материала не по назначению;

  • кратковременность игры (в случае утраты интереса к дидактическому заданию);
  • свернутость речи.

Все это требует своевременного вмешательства. И дидактическая игра с учетом индивидуальных особенностей детей, их зрительных возможностей - чудесный способ осуществление такой коррекции. Под воздействием систематического использования доступных дидактических игр с коррекционной направленностью появляются возможности, ускоряющие темпы развития ребенка, формирующие новые способы овладения знаниями и умениями. Что в свою очередь осуществляет внимание на улучшения зрительного внимания, развитию зрительного внимания и стимуляцию деятельность зрительной системы в целом. При целенаправленном содержательном восприятии, обеспеченном дидактической игрой, улучшается различительная способность (узнавание и выделение предмета), расширяется поле зрения объектов, их динамическое восприятие, развивается бинокумерное зрение, обеспечивающее восприятие трехмерного пространства и являющееся необходимым условием формировании стереоскопического зрения у детей и формирование полноценного зрительного образа.

Накопление зрительного опыта, в свою очередь, ведет к усовершенствованию приемов восприятие реальных предметов окружающей действительности и является важным условием усвоения знаний детей с нарушением зрения.

На первом этапе работы, детям предлагают дидактические игры, направленные на формирование правильных представлений о сенсорных эталонах на основе отличительных черт каждого качества предмета путем зайдествия всех доступных анализаторов, то‘есть на полисенсорной основе. В

дидактических играх «Назови цвет», «Подбери по форме», «Узнай по описанию», «цвета» и т. п. Стимулируется зрительная исследовательская деятельность.

На следующем этапе в серии дидактических игр уточняются и расширяются представление детей о предмете. Дети выделяют существенные, характерные признаки и качества объектов, называют основные части их строения и устанавливают пространственные отношения между ними, сравнивают, находят сходства и отличие. С детьми ведется работа по овладению зрительно-тактильным способом обследования предметов с выделением их опознавательно-сенсорных признаков в дидактических играх «Веселые пальчики», «Чудесный мешочек», «Узнай на ощупь», «Угадай по описанию».

А так же дидактические игры, позволяющие шире использовать внешние данные предмета и манипуляционные действия с ним (измерение, сравнение и сопоставление): «Каждый в свой домик», «Чашки и блюда».

На третьем этапе работы акцентируется внимание на группировке предметов и классификации по характерным признакам или родовым понятиям: «Жители леса», «Сад - огород».

Дидактические игры планируют по развитию предметных представлений, сенсорных функций, анализирующего наблюдение в речевом развитии (уточнение словари, развитие связной речи) и т.п. по ознакомлению с окружающим миром, ориентацией в пространстве и формированию элементарных математических представлений.

Содержание дидактических игр         . В них отображены

явление природы, быт людей, реалии окружающего мира. Такие игры, как «Что для чего», «Кому что?» - уточняют представление детей о ближайшем окружении о предметах первой необходимости.

Умение выделять признаки, анализировать, обобщать закрепляется в играх «Новоселье», «Умелые руки».

Большую группу составляют игры по сенсорному воспитанию детей, развитию форм мыслительной деятельности, психических процессов. Это такие

игры: «Составь из частей», «Чего не хватает?», «Найди пару», «На что похоже?».

Дидактические игры на закрепление понятий о форме предметов: «Большой - маленький» и т.п.

Большое значение для развития зрительного восприятия, стимуляции зрительного поиска имеют дидактические игра по развитию навыков ориентации в пространстве и во времени.

«Когда это бывает?», «Что где стоит?».

Особое место занимают дидактические игры по развитию речи и ознакомлению с природой. А этих играх формируется представление о предмете, конкретизируется значение слов, обозначающих названия предметов, развивается обобщающая речевая деятельность. Во время слухового восприятия зрительный анализатор остается в состоянии покоя, что снимает спазм аккомодации.

Дидактические игры на темы:

Игра

Тема

«Игрушки»

«Магазин»

«Времена года»

«Когда это бывает?», «Подбери по сезону»

«Части тела» - «Доктор Айболит»

«Доктор Айболит»

«Мебель»

«Магазин», «мы в гостях»

«Посуда»

«Накорми куклу», «Делай как мама»

«Дикие и домашние животные»

«Зоологическое лото», «Что кто ест?», «Чей хвост?»

«Семья»

«Ты и я - дружная семья», «Семейный портрет»

«Предметы быта»

«Кому что нужно?», «Что это стоит?»

«Транспорт»

«На нашей улице», «Разные рельсы», «Светофор»

«Птицы»

«Угадай по описанию», «Чей хвост?»

L                

«Профессии»        «Кому что нужно?», «Кто что делает?»

Дидактические игры для практического овладения грамматическими формами родного языка

«Кто или что?»

Живые и не живые предметы

«О ком она говорит?»

Род существительных

«Один и много»

Число существительных

«Кто это?»

«Кого видишь?» «Опиши игрушку»

Падеж

существительных

«Кто о ком заботится?»

«Радуга»

Прилагательные

«Посмотри, сравни»

Употребления сравнительных степеней прилагательных

Правильный подбор и качество изготовлении дидактических игр, их систематическое применение обеспечивают оптимальные условия окружающего мира.

Дидактические игры расширяют бедные представления детей с нарушениями зрения, развивают важные сенсорные функции, формируют способы и приемы полисенсорного восприятия сохранными анализаторами. Дидактические игры способствуют развитию координации движений, ориентировке в пространстве, активизируют речь, умения пользоваться ослабленным зрением, закладывают основу компенсаторной деятельности детей.