Познавательное развитие детей раннего возраста посредством развивающей среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича

Гайдарова Алина Ровшановна

Сегодня у педагогов должна быть развита ориентация в современных играх и игрушках при сохранении баланса между желанием ребенка и пользой для него. Следует большее внимание уделять множеству современных развивающих игр. К современным относятся развивающие игры В.В. Воскобовича, которые представляют собой особенную, самобытную, творческую методику.

Уделим внимание развивающей предметно-пространственной среде «Фиолетовый лес», полностью соответствующей требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Обращаясь к исследованиям Е.Н. Юрчук, отметим, что «Фиолетовый лес» является особой игровой зоной, побуждающей ребенка к самостоятельному решению поставленных задач, где дети играют, конструируют, закрепляют полученные знания. Автор отмечает создание благоприятной сказочной обстановки, где любое из предложенных заданий в зоне Фиолетового леса детьми выполняется с большим увлечением. Дети оказываются вовлеченными в ряд сказочных событий, где становятся действующими лицами, «проживая» загадочные сказочные истории. Рекомендуется использовать многообразие игровых ситуаций, обогащающих познавательный опыт детей, побуждающих их к мыслительной деятельности, рассуждениям, овладению знаниями. Как указывает автор, в «Фиолетовый лес» включаются различные игровые зоны: Чудесная поляна, Озеро Айс, страна Муравия, Поляна чудесных цветов, Город говорящих попугаев, Ковровая полянка, Чудо острова. Кроме этого, здесь существуют различные персонажи: Пчёлка Жужа, Мишик, Краб, мальчик Гео, девочка Долька, мудрый ворон Метр, забавный Магнолик, гусеница Фифа, Гусь-капитан,  Лягушки-матросы, Галчонок Каррчик и др. Фиолетовый лес наполнен своими тайнами, которые раскрываются детям, действующим дружно, достигающим определенной цели. Сказочные персонажи постоянно сопровождают и помогают детям, предлагая новые сказки-задания, где сказка никогда не кончается.

Отметим, что наиболее ярким преимуществом «Фиолетового леса» является простота творчества. Создание пейзажа не требует от детей кистей и красок, необходимо лишь приложить к ковролину модуль и слегка прижать его. С помощью «липучки» прикрепляется любой элемент к полотну, ее достоинство состоит в том, что ребенок может перенести модуль на другое место: легко снять дерево или зайчика и закрепить в другом месте, изменив картину по своему усмотрению. Благодаря этому переносу дети могут оживлять пейзаж и играть с картиной, придумывая приключения животных и птиц.

Используя  «Фиолетовый лес», мы реализуем различные формы работы: организованную образовательную деятельность, развлечения, праздники, придумывание сказок и персонажей, свободную деятельность, сочинение загадок, исследовательскую деятельность и пр.

Нами разработан банк игровых упражнений «Фиолетовый лес»                        В.В. Воскобовича для детей раннего возраста, который направлен на решение задач образовательной области «Познавательное развитие». Приведем примеры игровых упражнений.

«Украсим лес».

Цель: развивать внимание, мыслительные операции, закреплять названия цветов.

Игровая ситуация. Воспитатель рассказывает детям историю: В Фиолетовом лесу был очень сильный ветер, который сорвал все листики с деревьев. Лес стал мрачным и скучным. Что нам делать? (ответы детей) На столе лежит много разноцветных листиков, давайте вместе украсим лес  (дети прикрепляют листья). Воспитатель хвалит детей: Какие вы молодцы, как красиво все получилось. Воспитатель взмахивает волшебной палочкой и на полянке расцветает волшебный цветок, на яблоне появляются волшебные яблоки (дети прикрепляют капельки, яблоки и цветок). Давайте посмотрим на деревья, какие цвета листиков здесь есть (проговаривают названия цвета).

«Найди, где кто любит отдыхать»

Цель: развивать внимание, мышление, закреплять названия животных.

Игровая ситуация. Перед детьми располагается лес с животными. Им предлагается назвать животных и место их нахождения. Например, большая мышка находится под елью, а маленькая сидит под дубом.

Варианты: Большой ежик – под липой, а маленький – под кустом. Улитка – на цветочке, а змейка – под цветком. Ласточка – в небе, лягушка – в озере. Ворон – на дереве, жучок – на елочке.

«Построй дорожку»

Цель: изучить геометрические формы.

Игровая ситуация. Воспитатель предлагает построить детям  дорожку из круглых камушков.

«Помоги утеплить норки»

Цель: закреплять умения к выделению размера (большой, средний, маленький); развивать способность к группировке в соответствии с размером.

Игровая ситуация. Воспитатель говорит: В нашем лесу наступила осень, листья стали желтыми и начали опадать. Ежики начинают готовиться к спячке, но их норки холодные, их нужно утеплить. А чем можно утеплить норки? (ответы детей) Ежики, бегая по лесу, увидели опавшие с дерева листочки и решили ими утеплить свои норки. Маленький ежик собирает средние листочки, большой ежик стал собирать большие листики. И вот услышали писк мышки, которая тоже ищет листочки для своей норки, она стала собирать маленькие листики. Они насобирали листочки и утеплили свое норки. Задание: Давайте поможем ежикам и мышке собрать листочков нужного размера.

«Разложи листочки»

Цель:  развивать внимание, мышление, способность к распределению листочков в круги по одному признаку.

Игровая ситуация: Воспитатель сообщает о том, что Королева Мурана прислала приглашение на бал, но туда могут попасть лишь самые внимательные и смышленые дети. Поэтому Мурана на входе в свою страну поставила замок с шифром, для того чтобы открыть его, нужно правильно разложить листочки в шифровке, только тогда дверь откроется. Нам нужно разложить  большие листочки в большой круг, маленькие – в маленький, а остальные листики положить в пересечение кругов (средние).

«Цветные листья»

Цель: развивать представления об осенних изменениях, продолжать изучать цвета.

Игровая ситуация. Появляются  Ворон Метр, который знакомит детей с синичкой Зинькой, они  вместе будут узнать чудеса природы. В лесу на деревьях выставляются разные по цвету листочки, дети рассматривают вместе с персонажами и воспитателем лес, обсуждают, приходят к выводу о том, что в лесу стали листья красными, желтыми, бурыми.

«Помоги ежику собрать листочки»

Цель: закреплять умения к выделению признаков – большой и маленький; развивать способность к группировке с учетом размера.

Игровая ситуация: Воспитатель рассказывает, что ежики гуляли по Фиолетовому лесу и увидели много красивых листочков, которым понравились им, поэтому они захотели украсить свои домики ими. Большой ежик стал собираться большие листики, а маленький – маленькие. Но сами они никак не могут справиться.  Давайте поможем ежатам.

Таким образом, развивающая приметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» является оптимальной средой для познавательного развития детей раннего возраста. В результате активного использования потенциала среды «Фиолетовый лес» В.В. Воскобовича в дошкольном образовательном учреждении совершенствуется развивающая предметно-пространственная среда, используются разнообразные формы организации работы с детьми при решении задач образовательной области «Познавательное развитие».