Значение игрушки в воспитании ребенка. #КонкурсВыготского2022 #RybakovPreschoolAward2022

Мезенцева Светлана Иосифовна

Значение игрушки в воспитании ребенка.

Воспитание ребенка тесно связано не только с окружающими его близкими взрослыми, но и с окружающей средой, игровой в частности.  Игрушки детей, как и сама игра, несут в себе огромное воспитательное значение.

Меняется мир, меняются игрушки. Ассортимент игрушек в современном мире постоянно расширяется. Возникает много споров о том, какое воздействие современные игрушки оказывают на воспитание ребенка.

Кто-то говорит о том, что кукла Барби искажает представление девочек о красоте, дает ложные представления об идеальном теле, кто-то наоборот отмечает, что кукла Барби с имеющимся у нее арсеналом аксессуаров способствует развитию воображения и разнообразию разыгрываемых сюжетов.  

Одни считают, что роботы - трансформеры, черепашки-ниндзя и куклы серии «Монстер Хай» не несут в себе воспитательной ценности, а только агрессию и негативное влияние на психику ребенка, тогда как другие не видят в них ничего дурного, кроме того, считают что с помощью этих игрушек дети учатся управлять своей агрессией,  побеждать свои страхи.

Некоторые родители покупают ребенку все что он пожелает, восполняя так сказать пробел «У меня ничего не было -пусть у него будет», другие  с тем же рвением ограничивают вход современных игрушек, мультфильмов в жизнь своего чада, «оберегая» его от зла.

Однако, игрушка как зеркало материально отражает все изменения, происходящие в обществе. Появление игрушек связано с развитием системы визуальных игрушечных образов, сформированных современной  культурой и воплощающих в себе ее наиболее значимые смыслы, ценности и остановить это развитие невозможно, как и оградить детей от новшеств.

Мнения о современных игрушках и их воспитательном значении довольно неоднозначны. Но не стоит забывать, что «одно и то же блюдо можно приготовить по-разному». Сколько людей - столько и мнений. У каждого времени свои игрушки, поэтому нельзя однозначно сказать, надо ли покупать современные  игрушки или, наоборот, не стоит. Это личное дело каждого родителя, каждой семьи. Главное, что любая игрушка должна быть подобрана со смыслом.

Воссоздавая реальные и воображаемые предметы, образы, игрушка служит целям умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания ребёнка, помогая ему познавать окружающий мир, приучая к целенаправленной, осмысленной деятельности и способствуя развитию мышления, памяти, речи, эмоций.

Для ребенка нет понятия «воспитание», он не задумывается о том, воспитывают ли его игрушки, он просто играет, просто живет. Для него это жизнь во всей ее полноте и красоте, ежеминутная, ежесекундная. И чем многофункциональнее игрушка, тем интереснее и богаче эта жизнь. Главное, чтоб в этой жизни у каждого ребенка был рядом взрослый, мудрый взрослый, который поможет определить грани реальности и фантастики, добра и зла, обеспечит адекватное осмысление ребенком культурных связей.

А как считаете вы?

 

Комментарии

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

Создание многофункциональных игрушек детьми вместе с родителями и их "торжественное размещение" в группе доу - отдельное удовольствие и "повод" для родителей вникнуть в игровую жизнь детского садика )