Проект в старшей группе «Предания старины далёкой»

Моськина Галина Викторовна

Одна из задач ФГОС ДО «….приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности….» Наши дети мало получают информации о русской культуре, быте. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и свою культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Цель методической разработки: развитие познавательной активности в процессе знакомства детей среднего и старшего дошкольного возраста с русской избой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_predaniya_stariny_dalekoy.doc516 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в старшей группе «Предания старины далёкой»

МКДОУ Детский сад «Рябинка» г. Тайшет

Воспитатель: Моськина Галина Викторовна

                                             Актуальность: 

Одна из задач ФГОС ДО «….приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности….»

Наши дети мало получают информации о русской культуре, быте. Мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и свою культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Цель методической разработки: развитие познавательной активности в процессе знакомства детей среднего и старшего дошкольного возраста с русской избой.

Наш деревянный макет «Русская изба»-

-познакомит воспитанников с жилищем русского человека – избой, её устройством и особенностями проживания;

-разовьет познавательную активность и любознательность через ознакомление с бытом и традициями русских людей;

-активизирует и пополнит словарный запас новыми словами;

-позволит проявить инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.

Особенность данного дидактического пособия заключается в том, что оно включает в себя макет избы.

Дети самостоятельно могут трансформировать пособие (добавить или убрать содержимое, внести экспонаты). Изба получилась мобильной, ее можно переставлять с места на место.

Данное методическое пособие можно использовать и в работе с детьми старшего дошкольного возраста, соответственно усложнив задачи и добавив материал.

Дидактическое пособие макет «Русская изба» с наборами: утвари, посуды, мебели, кукол .

Дидактическое пособие познакомит дошкольников с убранством русской избы, укладом русской семьи, а также традициями русского народа. Дети небольшими группами (до 8 человек) могут самостоятельно организовать режиссерские игры.

Методическая разработка может быть использована воспитателями при проведении образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с русской избой, русскими народными сказками, в театрализованной и изобразительной деятельности.

Вид проектатворческий, исследовательский.

Участники проектавоспитатели, дети, родители.

Продолжительность проектадолгосрочный

Цель проектаСоздание макет «Русская изба» для ознакомления дошкольников с историей и культурой своего народа, формирования у детей представления о старинных предметах быта. 

Задачи проекта:

1. Создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре.

2. Сформировать конкретные представления о предметах народного быта и их назначений.

3. Познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.

4. Повысить уровень знаний воспитателей о системе музейной педагогики.

5. Привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию мини-музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа.

6. Воспитывать любовь и бережное отношение к русской народной культуре.

Ожидаемый результат:

-Дошкольники приобщатся к традициям, обычаям русского народа.

-Обогатится словарный  запас названиями старинных предметов быта.

-Сформируется нравственная личность посредством приобщения к народным традициям

 

      Первый этап: (подготовительный)

  1. Сбор информации, подбор наглядного материала, подбор дидактических игр.
  2. Составление плана работы по реализации данного проекта.

3. Оформление, создание макета «Русской избы»

      Второй этап; (основной)

1

Октябрь

Тема «Знакомство с образом жизни людей»

1.Беседа «Русская изба»

2. Дидактические игры « Что сначала, а что потом»

 3.Заучивание пословиц, поговорок, скороговорок

 4. Чтение художественной литературы : сказка « По щучьему веленью», сказка «Василиса Прекрасная»

5.Слушание  песни « Русская изба» М.Пляцковского

 6. Обыгрывание песни « Где был Иванушка»

2

Ноябрь

Тема «Фольклор  нашего народа»

1 НОД по развитию речи « Русское народное творчество»

2.Знакомство с пословицами, поговорками, загадками

3.Беседа на тему «Живет в народе частушка»

4.        Выставка в группе русских народных сказок

5. Рассматривание иллюстраций к сказкам  6. Дидактическая игра  « Узнай сказку»

3

Декабрь

Тема « История русской одежды»

1.Беседа о том, что носили на Руси.

2.Рассматривание альбома «Русская национальная одежда в будни и праздники»

3.Декоративное рисование «Раскрась сарафан»

 4. Ручной труд «Сделай свою игрушку из ниток»

 5. Аппликация  « Кукла в национальном костюме»

4

Январь

Тема «Народные поверья, приметы»

1.Беседа «Рождественские посиделки»

2.Мастер- класс с родителями «Обереги»

3.  Развлечение «Святки- колядки»

4.Разучивание колядок

5. Знакомство детей с приметами и поверьями

5

Февраль

Тема « Народные праздники»

1.Ручной труд «Изготовление куклы Масленица»

2.Беседа о празднике Масленица»

3.Разучивание закличек, прибауток, игр, песен

4.Лепка « Жаворонки»

 5. Проведение праздника на свежем воздухе « Прощай ,масленица»

6

Март

Тема «Чем питались наши предки»

1. Беседа «Знакомство с традициями русского  национального стола»

2.Чтение художественной литературы: К.Паустовский «Теплый хлеб», Н.Телешов «Уха», русская народная сказка «Крылатый, мохнатый, масленый»

 3. Беседа «Веселые ложки»

  4.  Рисование  «Раскрась ложку»(хохлома)

7

Апрель

Тема « Праздник русских народных игр»

1. Разучивание русских народных игр « Гуси-лебеди», «Ручеек»  ,  «Заря- заряница»

 2. Рисование «Раскрась пасхальное яйцо»

3. Конкурс на лучшее украшенное яйцо

 4. Совместный досуг «Игры нащих бабушек»

8

Май

Тема «В мастерской народных умельцев»

1.Изготовление лэпбука «Русские народные промыслы России»

2.Беседа с детьми «Народные игрушки»

3.Составление рассказов «Что я знаю о русской культуре»

 4.Дидактические игры «Обведи и раскрась», «Найди дымковскую игрушку», «Откуда пришла матрешка», «Магазин игрушек», «Собери посуду» (по видам росписи)

 5.  НОД  для родителей «День русской березки»

 Третий этап  (заключительный)

  1. Викторина «Как люди раньше жили на Руси»
  2. Выставка «Предметы русского быта»
  3. Презентация результатов проектной деятельности

  Работа с родителями:

  1.Оформление макета «Русская изба»

  2.Организация экскурсии в краеведческий музей

  3.Консультации для родителей «Народное искусство и детское творчество», «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей»