Песочная терапия

Наталья Петровна Каминская

Занятия с песочной терапией являются очень полезными для детей, у которых наблюдаются различные психологические проблемы, «комплексы». Прежде всего, это «комплекс неуверенность в себе, что может привести к социальной дезадаптации (ребенок замыкается в себе, становится грубым, раздражительным, начинает избегать сверстников).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Песочная терапия и её эффективность в развитии эмоциональной сферы дошкольников

Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать себя, как эффективный метод психокоррекции у детей.

Занятия с песочной терапией являются очень полезными для детей, у которых наблюдаются различные психологические проблемы, «комплексы». Прежде всего, это «комплекс неуверенность в себе, что может привести к социальной дезадаптации (ребенок замыкается в себе, становится грубым, раздражительным, начинает избегать сверстников).

В основу песочной терапии с детьми положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга. При любом взаимодействии с песком, используются обе руки, порой одновременно, благодаря чему идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. У детей улучшается эмоциональное состояние, активно развивается мелкая моторика: ведь каждый элемент рисуется определенным пальчиком определенной руки, а маленькие фигуры побуждают детей задействовать полностью всю кисть руки: и ладонь, и пальцы. Ребенок учится владеть своими руками, успокаивается, тренирует внимание, воображение, в результате чего укрепляется его нервная система.

Давно установлен факт о тесной связи между развитием мелкой моторики и речью.

После нескольких песочных занятий дети начинают активнее говорить, становятся более спокойными, активней взаимодействуют с другими детьми, у них повышается интерес к занятиям, так как все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой форме. Занятия проходят под музыкальное сопровождение. Чаще, это классическая музыка, которая стимулирует воображение и помогает ребенку снять психоэмоциональное напряжение.

Достоинства песочной терапии:

- Позволяет снять контроль сознания;

- Освобождает творческий потенциал и внутренние чувства;

- Обеспечивает непосредственно игру, где нет никакого правильного или неправильного пути;

- Является непосредственно творческим языком для детей и обеспечивает регресс для более старших;

- Не имеет ограничений для использования с детьми разных возрастов и имеющих разный интеллектуальный статус;

- Создает возможность перейти из роли пострадавшего в роли созидателя;

- Используется в сочетании с другим методам работы: изотерапией, сказкотерапией и др.

Организация песочной терапии: 

  • кабинет,
  • ящик для песка (50х70), дно которого выкрашено в голубой цвет;
  • песок,
  • миниатюрные игрушки, различных категорий (различные дома, люди, сказочные персонажи, животные, бусы, камешки, монеты и т.д.).

На коррекционных занятиях используется как сухой песок, так и мокрый. Занятия могут проводиться индивидуально, в парах, в подгруппах в зависимости от цели и задач. В коррекционно-развивающих занятиях лучше использовать «волшебные» фигуры: песочный человечек – властелин песка, песочная фея, различные колдуньи, а также ритуалы вхождения в сказку через «волшебный» шар, подаренный сказочной феей или «волшебный» тоннель, помогающий попасть в сказочную песочную страну.

При работе с детьми с ОВЗ, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, песок больше используется для развития мелкой моторики рук. Для этого подходит мокрый песок: он хуже высыпается из песочницы, с ним намного удобнее играть, строить что-то, делать следы. Мокрый песок рекомендуется детям с повышенным физическим и эмоциональным  тонусом — гиперактивным, агрессивным. Когда ребенок мнет песок, он снимает физическое и эмоциональное напряжение. Таким детям можно предлагать делать из песка постройки, различные пасочки, разрушать их и далее стимулировать детей к постройке более красивых форм.

Также групповые занятия помогают детям выработать навыки бесконфликтного общения в коллективе и толерантного отношения к «особым» детям, облегчить общение замкнутым, стеснительным. Использование методов песочной терапии в коррекции эмоциональной сферы детей позволяет более эффективно решать   следующие проблемы: трудности в общении, во взаимоотношениях детей и родителей, психологические травмы, расстройства настроения, кризисные ситуации, страхи, тревожность, проблемы поведения и даже проблемы здоровья.

Индивидуальные занятия с использованием методов песочной терапии помогают детям: обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, придать ему социально - приемлемые формы; осознать ребенком свои чувства, переживания, эмоциональные состояния, повысить уверенность в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного им.


 

Комментарии

Гришина Елена Васильевна

Песочная терапия, это очень здорово и красиво. Я своего сына записала в детском саду на кружок "Песочная анимация".Ребенок в восторге. Ждёт с большим не терпением когда снова пойдёт на неё.