Влияет ли раннее умение читать на умственное развитие?

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

выдержки из статьи "ЧИТАЕТ — ЗНАЧИТ УМНЫЙ"

 

У многих родителей сложилось мнение, что если научить ребёнка как можно раньше читать, то он станет умнее. Так ли это?

Об этом «АиФ» поговорил с зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии Московского государственного психолого-педагогического университета Бурлаковой И.А.— Ирина Анатольевна, некоторые специалисты заговорили о том, что современные дети начали позже учиться читать, чем их сверстники 20 лет назад.

— Я не видела исследований, которые бы это доказывали. Мне кажется, что дети особенно не изменились. Может быть, некоторые сейчас даже и раньше учатся читать, потому что они много времени проводят с гаджетами. А там не только картинки и видео, иногда появляются какие-то буквы, слова. А вот то, что дети меньше читать стали, скорее всего, правда. Особенно если сравнивать с Советским Союзом. Появилось больше всяких развлечений для детей — игры, мультфильмы, видео и т. д. В советское время новые фильмы и мультфильмы для детей были событием. А интересных книг было намного больше, чем фильмов. Теперь и взрослые меньше читают книг, потому и многие дети не сильно увлечены чтением. И «современные детские развлечения» более удобны родителям, чем чтение литературы вместе с ребенком. Если говорить о дошкольниках, то и раньше не много детей читали самостоятельно до школы.

Современный стандарт дошкольного образования не требует обучения чтению в детском саду. Тем не менее все первоклассники умеют читать, как оно и положено в школе.

 Влияет ли раннее умение читать на умственное развитие?

— Связь умственного развития с ранним чтением не доказана. По опыту и с точки зрения психологии могу сказать, что для всего свое время. Есть определённые закономерности развития. И если мы говорим об умственном развитии, то для ребёнка дошкольного возраста полезнее развивать образное мышление. Это значит, что ребёнку намного полезнее учиться представлять предметы или события, что-то преобразовывать в уме, выделять какие-то взаимосвязи между предметами, явлениями и событиями, фантазировать. Мыслить образами. А изучение букв — это приобретение формальных знаний, нагрузка на детскую память. Если уж родители рано начинают обучать детей буквам, то дальше им надо быть последовательными, чтобы превратить это умение в инструмент чтения: учить складывать из букв слова и предложения, читать небольшие тексты, прививать интерес к чтению. А если малыша просто обучили буквам и никак это дальше им не используется, то получается, что у ребенка отняли время от других, более полезных для него занятий: поиграть, порисовать, понаблюдать за окружающим и т. д. И на умственное развитие это не оказывает влияния. Не секрет же, что есть люди, которые обладают большим запасом знаний, но в способности творчески мыслить они уступают многим.

— То есть лучше сосредоточиться на развитии творческих способностей?

— Да, на развитии образного мышления и творческих способностей, если говорить о дошкольном возрасте. Это игра, рисование, конструирование, когда дети представляют себе то, что их окружает, пытаются понять, разобраться в этом. Это так называемые детские деятельности, которые чрезвычайно важны и полезны для развития у детей необходимых качеств и способностей. А для чтения большинству детей подходит другой возраст — конец дошкольного возраста. Буква — это всего лишь графическое обозначение звука. И для этого время подходит к концу дошкольного периода. На 5-6-м году жизни у детей в большинстве (исключения всегда бывают) проявляется интерес к звуковой стороне речи. Они различают звуки, начинают с ними взаимодействовать, экспериментировать. И затем логично будет вводить графическое обозначение звуков буквами.

полный текст : Читает — значит умный?