Логопедические занятия с детьми в летний оздоровительный период: «Игры на свежем воздухе».

Киримова Евгения  Алексеевна

Отдыхая с ребёнком на даче, на пляже или в парке всегда можно совместить «приятное с полезным»:

попросите повторить за вами слова или предложения со звуками, которые

ваш ребёнок научился произносить правильно. И тогда приобретенный

навык не потеряется за время летних каникул, а минуты, которые вы провели

вместе, играя, запомнятся и вам и вашему ребёнку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoped_i_leto.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические занятия с детьми в летний оздоровительный период:

«Игры на свежем воздухе»

В начале лета, когда закончились все фронтальные занятия в группе,

логопед продолжает работать с детьми индивидуально. Чтобы сделать эти

занятия более продуктивными, сохранить интерес и мотивацию к занятиям у

детей летом я стараюсь проводить индивидуальные занятия с детьми в

игровой форме на участке.

Так как основным видом деятельности дошкольника является игра,

поэтому необходимость воплощения серьёзных коррекционных замыслов

логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна.

Игра дает увлеченность, интенсивно вовлекает ребёнка, активизирует

его способности. Это, в свою очередь, создает мотив к деятельности,

повышает продуктивность выполнения заданий.

Известно, что речью управляет центральная нервная система.

Специальные речевые центры в мозге отличают речь от других звуков,

дифференцируют фонемы, стимулируют речевые органы к воспроизведению

звуков, осваивают и используют законы образования слов, словосочетаний и

предложений, употребления грамматических форм и многое другое.

И мы вполне можем поспособствовать развитию речевых навыков,

развивая мелкую моторику рук малыша. Кисти рук — представители

речевых центров мозга - при повышении их умелости и ловкости напрямую

активизируются речевые функции — двойная польза!

В своей практике я применяю одномоментную работу по автоматизации звуков в речи, и развитию мелкой моторики, зрительно- моторной

координации, тактильного восприятия, графических навыков. Это

помогает мне эффективно, экономя время, решать проблему подготовки руки

к письму.

Накопленный за несколько лет работы опыт сложился в

определённую систему. В процессе работы я стараюсь использовать большое разнообразие видов игровых заданий. И многие из них прекрасно подходят для занятий на свежем воздухе. На своих занятиях я использую игры с природным материалом (фасоль, горох, желуди, песок…) и мелкими предметами (бусы, счеты, веревочки, счетные палочки, шарик от пинг-понга). При этом, помимо достижения главных целей – автоматизации звука и развития фонематического восприятия, идет работа по развитию мелкой моторики (перекладывание зерен, работа то с крупными, то с мелкими крупами, нанизывание бусин на шнурок, перекладывание шарика из руки в руку), тактильных ощущений (пересыпание песка, погружение руки в миску с фасолью, горохом, семечками, при контакте с бархатной бумагой),

графических навыков (написание пальцем букв на песке, выкладывание

заданного узора счетными палочками).

Летом, когда большую часть времени дети проводят, гуляя на

участке, очень  удобно проводить логопедические занятия на свежем воздухе (играя в песочнице, с камешками, с шишками, делая куличики, рисуя цветными мелками на асфальте и т.д.).

Коррекционная работа ведется следующим образом: для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Одновременно ребёнку предлагаются задания, направленные на развитие фонематического анализа, зрительно-моторной координации, мелкой моторики и т.д.

В качестве примера хочу привести несколько игр, активно

используемых мною в работе с детьми:

Игра «Слоговые дорожки».

Цель игры: 1.автоматизация звука в слогах различной слоговой структуры

(СГ, ГС, ГСГ);

2.развитие мелкой моторики.

Оборудование: песочница.

Ход игры: Логопед и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок рисует на песке

круги пальчиком, проговаривая заданные слоги или слова.

Игра «Шишка».

Цель игры: 1.автоматизация звука в слогах, словах;

2.развитие мелкой моторики.

Оборудование: шишка (или шарик от пинг-понга, мячик).

Ход игры: Логопед и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок произносит слоги

или слова, перекладывая из руки в руку шишку или мячик.

Игра «Заборчик».

Цель игры: 1.автоматизация звука в слогах, словах;

2.развитие мелкой моторики;

3.развитие графических навыков.

Оборудование: цветные мелки.

Ход игры: Ребёнок рисует на асфальте вертикальные палочки с

одновременным проговариванием слогов или слов.

Игра «Счеты»

Цель игры: 1.автоматизация звука в слогах, словах;

2.развитие мелкой моторики;

3.развитие тактильного восприятия.

Оборудование: камешки.

Ход игры: Логопед и ребёнок сидят на скамейке за столом. Ребёнок

повторяет за логопедом слова и одновременно перекладывает камешки

слева-направо.

Игра «Дорожки».

Цель игры: 1.автоматизация звука в слогах, словах;

2.развитие мелкой моторики;

3.развитие графических навыков.

Оборудование: песочница.

Ход игры: Логопед и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок рисует на песке

поочередно вертикальные и горизонтальные палочки с одновременным

проговариванием слов.

Игра «Горка».

Цель игры: 1.автоматизация звука в слогах, словах;

2.развитие фонематического анализа;

3.развитие мелкой моторики;

4.развитие тактильного восприятия.

Оборудование: песочница.

Ход игры: Логопед и ребёнок сидят в песочнице. Ребёнок выбирает из

лежащих или наполовину закопанными в песке игрушек игрушку с заданным

звуком и, набрав песок в ладошку, засыпает её, произнося название игрушки.

Игра «Художник».

Цель игры: 1.автоматизация звука в слогах, словах;

2.развитие зрительно-моторнрй координации;

3.развитие графических навыков.

Оборудование: цветные мелки.

Ход игры: Логопед предлагает ребёнку заштриховать нарисованные на

асфальте фигуры в заданном направлении. Ребёнок заштриховывает фигуру,

повторяя за логопедом слова.

Игра «Бусы».

Цель игры: 1.автоматизация звука в слогах или словах;

2.развитие мелкой моторики.

Оборудование: бусы.

Ход игры: Логопед и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок перебирает

крупные бусины, нанизанные на леску, проговаривая речевой материал.

Игра «Волшебная веревочка».

Цель игры: 1.автоматизация звука в предложениях, чистоговорках;

2.развитие мелкой моторики.

Оборудование: верёвочка или ленточка.

Ход игры: Логопед и ребёнок сидят на скамейке. Ребёнок наматывает

верёвочку (ленточку) на пальчик, проговаривая предложения, чистоговорки.

Игра «Улиточка».

Цель игры: 1.автоматизация звука в предложениях;

2. развитие мелкой моторики;

3.развитие зрительной координации.

Оборудование: рисунок улитки.

Ход игры: Логопед и ребёнок сидят на скамейке за столом. Ребёнок

проговаривает предложения, проводя пальчиком по спирали – домику

улитки.

Игра «Лабиринт».

Цель игры: 1.автоматизация звука в предложениях, чистоговорках;

2. развитие мелкой моторики;

3.развитие зрительной координации.

Оборудование: нарисованный на асфальте лабиринт, цветные мелки.

Ход игры: По нарисованному лабиринту ребёнок проводит дорожку мелом,

проговаривая предложения, чистоговорки.

Эти игры могут использовать и родители. Отдыхая с ребёнком на

даче, на пляже или в парке всегда можно совместить «приятное с полезным»:

попросите повторить за вами слова или предложения со звуками, которые

ваш ребёнок научился произносить правильно. И тогда приобретенный

навык не потеряется за время летних каникул, а минуты, которые вы провели

вместе, играя, запомнятся и вам и вашему ребёнку.