Роль игры в коррекционно-развивающей работе

Дегтярёва Райля Мухаметовна

     Есть легенда о том, что известный физик Альберт Эйнштейн после разговора с

великим швейцарским психологом Жаном Пиаже воскликнул: «Теория физики – детская

игра по сравнению с тайнами детской игры».

     В последнее время во всем мире разворачивается общественное движение в защиту

детской игры. Одно из свидетельств этого процесса – создание международной

ассоциации игры (IPA).   

      Целью этой ассоциации является поддержание ценности детской игры и создание

благоприятных условий, обеспечивающих право каждого ребенка на игру. ИПА провела

масштабное исследование игры в разных частях света, в результате которого были

выявлены следующие тревожные тенденции, касающиеся детства и детской игры:

  • безразличие общества к теме игры и непонимание ее важности
  • приоритет образовательных достижений и обучающих занятий, акцент на научных

              знаниях все более вытесняет игру из жизни дошкольных учреждений.

        В мае 2008 г. ИПА направила в комитет по правам ребенка ООН дополнение, которое

содержит развернутое определение игры и предложения по реализации мер для ее поддержки.

         В этом дополнении игра рассматривается как способ понимания жизни и главная форма активности ребенка. Потребность в игре является не дополнительной, а жизненно

важной, наряду с базисными потребностями в питании, здоровье, обучении.

         Игра определяется как добровольная, спонтанна, свободная детская деятельность,

приносящая радость, новый опыт, переживания, как специфический способ существования человека в культуре.

          После включения ООН 1 февраля 2013 г. данных дополнений в Декларацию о правах

ребенка, право ребенка на игру признается приоритетным и отныне отражено в соглашении по правам ребенка. 

         Игра, как таковая, на сегодняшний день чаще всего воспринимается как элемент

развлечения, а ее настоящий эволюционный смысл – в моделировании ситуаций приближенных к реальным.

          Несколько слов хочется сказать о роли свободной игры. Известный британский

исследователь игры Боб Хейс дал определение свободной игре: это поведение, которое

выбирается самостоятельно (т.е. дети сами решают когда, где и во что играть), направлено

на самих игроков (дети самостоятельно устанавливают правила и определяют роли). Это игра ради игры.

           Дети в школах Китая, Финляндии, Сингапура и Японии вплоть до второго класса,

большую часть времени проводят играя. Именно они в 15 лет входят в первую восьмерку призеров на международных экзаменах.

           В работе с детьми с ОВЗ проблема игры становится более актуальной. Применение игр

в коррекционной работе способствует развитию психических процессов, повышается

мотивация и интерес, дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.