«Работа с дошкольниками с ОВЗ из семей беженцев»

Ланина Светлана Геннадьевна

             Одной из наиболее ярких особенностей ситуации в современной России являются миграционные процессы. Они охватывают   все социальные слои и группы населения, различные сферы жизнедеятельности человека. Это, в свою очередь, влечет за собой резкое возрастание социально-психологической напряженности со стороны как мигрантов, так и коренных жителей.   

      Мигрант или беженец?

      Мигрант — лицо, пересекающее государственные границы с   целью изменения постоянного места жительства, навсегда или на более или менее    длительное  время. Миграция может быть вынужденной   и добровольной.

Вынужденных мигрантов называют также «беженцами» Таким образом, в международной юридической практике  беженец — это человек,     вынужденно покинувший страну своего гражданства,  у которого не оставалось иного выбора, кроме как  покинуть свою родину.

Переселенцы - те, кто переселен или переселился на новое место жительства.

Кто-то получает статус беженца, кто-то переезжает к родственникам, и перед всеми встает вопрос об определении ребенка в образовательное учреждение.        Дошкольное образование является наиболее демократичным, массовым, доступным, гуманным по своей сути и содержанию институтом, обеспечивающим адаптацию детей мигрантов.  Первоочередной задачей в работе с детьми мигрантов становится обеспечение  сохранности здоровья, социальной и  эмоционально-личностной стабильности,  интеграции с учетом разной степени их вхождения в общекультурную среду.

       Факторы, затрудняющие процесс адаптации детей мигрантов:

 -Языковые трудности;

-Психологическая / эмоциональная  напряженность;

-Сложности во взаимодействии со сверстниками из этнодоминирующей группы;

 -Тоска/ностальгия по родине;

-Незнание местных культурных норм, традиций;

-Образовательные трудности; Социально-бытовые, материальные проблемы семьи;

-Социальная изоляция;

-Ценностные различия (преобладание традиционных ценностей)

Попробуем рассмотреть особенности работы и адаптации таких детей в условиях детского сада.

     Дети мигрантов, как и взрослые, стоят перед проблемой необходимости адаптироваться к новым социокультурным условиям. Это важно, поскольку в результате данного процесса меняется все, что раньше традиционно их окружало: от природно-климатических условий, социальных, экономических, психологических отношений до отношений в собственной семье. Кроме того, нельзя не учитывать личностные изменения, происходящие у детей в условиях миграции. Дети, прибывшие с территории военного конфликта – очень тяжелая, можно сказать трагическая группа. Чувство защищенности, так необходимое для нормального психического развития, нарушено. Родной дом, привычные вещи, любимые игрушки – все внезапно оставлено. Семья разлучается, отец может воевать, или быть погибшим, или пропавшим без вести, мать в отчаянии и депрессии. Учитывая тесную связь дошкольника с матерью, ее отрицательные переживания также воздействуют на него. Депрессивная, неуверенная и плаксивая мать с неразрешенными психическими проблемами пассивно или активно влияет на ребенка.

У многих детей, ставших свидетелями военных действий, развиваются психологические нарушения, объединяемые в термин «посттравматические стрессовые расстройства» (ПТСР). В силу своей физиологической, психологической и социальной незрелости детям трудно понять, что произошло с ними. Ребенок просто запоминает саму ситуацию, свои эмоции в тот момент (в памяти остается свист снаряда, грохот взрыва, жар огня, гул вертолета и т. д.) ПТСР включает в себя изменения на физиологическом, когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

Основные симптомы ПТСР у детей дошкольного возраста

Физиологические изменения:

Нарушения сна (тревожный прерывистый сон, кошмары и т. д.). Боли в животе. Энурез, энкопрез.

Эмоциональные изменения:

Генерализованный страх. Недостаточность речевых выражений беспокойства – «немые вопросы», избирательный отказ. Страхи (засыпания, темноты, пролетающих самолетов и др.).

Когнитивные изменения:

Познавательные трудности. Трудности распознавания собственных беспокойств

Поведенческие изменения:

Беспомощность и пассивность в привычной деятельности. Постоянное проигрывание травмы. Тревожная привязанность (нежелание быть без родителей). Регрессивные симптомы (сосание пальца, «лепетная» речь). Нарушения общения. Трудности в адаптации к ДОУ.

Чтобы помочь ребенку пережить травму, для педагогов предложены следующие рекомендации:

(составлено на основе материалов Н. В. Тарабриной и Е. М. Черепановой)

• Создайте безопасную ситуацию, в которой ребенок может исследовать свои чувства без риска получить повторную травму.

• Внимательно следите за тем, чтобы не смешивать собственные потребности и потребности ребенка. Чувство беспомощности перед травмой, которое может возникнуть у вас, не должно передаться ребенку.

• Стресс, испытываемый ребенком, уменьшится, если вы расскажите ему, как обычно реагируют на травмы другие люди. Ребенку станет легче, когда он услышит, что ночные кошмары, плаксивость, страхи, тяжелые мысли – это нормальные человеческие реакции.

• Помните, что многие дети имеют искаженную информацию о том, что с ними произошло.

Содержание работы ДОУ по адаптации детей беженцев построено с учетом вышеизложенных особенностей. Ниже конкретизированы основные направления деятельности.

Содержание работы ДОУ по профилактике социальной дезадаптации детей беженцев.

• Работа с родителями

Цель: Согласование действий ДОУ и семьи по сопровождению адаптационного периода ребенка. Включение семьи в систему деятельности ДОУ по профилактике социальной дезадаптации детей беженцев

Содержание работы: Индивидуальное консультирование, разработка индивидуальной программы сопровождения адаптационного периода ребенка

Ответственные: заведующий ДОУ, педагог-психолог, учитель-логопед.

• Работа с педагогами

Цель: Формирование профессиональной готовности к взаимодействию с детьми беженцев и их родителями.

Содержание работы: Тренинги развития толерантности. Семинар-практикум «Дети беженцы: социально-психологические особенности и способы взаимодействия». Индивидуальные консультации.

Ответственные: старший воспитатель, воспитатель, педагог-психолог

• Работа с детьми

Цель: Адаптация ребенка к условиям ДОУ. Восстановление психо-эмоционального здоровья ребенка.

Содержание работы: Диагностика индивидуальных особенностей ребенка. Выявление факторов риска тяжелой формы адаптации. Установление эмоционального контакта ребенка со сверстниками. Игры, коммуникативные тренинги, направленные на развитие способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми, в форме индивидуальной и совместной деятельности. Мониторинг процесса адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Ответственные: воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед.

Проведение предложенной комплексной, целенаправленной и систематической работы позволит преодолеть неблагоприятные последствия стрессовых ситуаций провести успешную социальную адаптацию детей беженцев.

 

 

Список литературы:

1. ФГОС дошкольного образования. 2014. – 19 с.

2. Кремлякова, А. Ю. Психологическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ [Текст] /А. Ю. Кремлякова – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96 с.

3. Тарабрина, Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса [Текст] /Н. В. Тарабрина. – СПб. : Питер, 2001. – 272 с.

4. Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей [Текст] /Е. М. Черепанова. – 2-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 1997. – 96 с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                         «Детский сад №1 «Звездочка»

                                 

                                     Выступление на тему:

       «Работа с дошкольниками с ОВЗ

                   из семей беженцев»

                                                       

                                                           Подготовила: учитель-логопед Ланина С.Г.

                                       

                                         г.  Рассказово

                                               

             Одной из наиболее ярких особенностей ситуации в современной России являются миграционные процессы. Они охватывают   все социальные слои и группы населения, различные сферы жизнедеятельности человека. Это, в свою очередь, влечет за собой резкое возрастание социально-психологической напряженности со стороны как мигрантов, так и коренных жителей.   

      Мигрант или беженец?

      Мигрант — лицо, пересекающее государственные границы с   целью изменения постоянного места жительства, навсегда или на более или менее    длительное  время. Миграция может быть вынужденной   и добровольной. 

Вынужденных мигрантов называют также «беженцами» Таким образом, в международной юридической практике  беженец — это человек,     вынужденно покинувший страну своего гражданства,  у которого не оставалось иного выбора, кроме как  покинуть свою родину.

Переселенцы - те, кто переселен или переселился на новое место жительства. 

Кто-то получает статус беженца, кто-то переезжает к родственникам, и перед всеми встает вопрос об определении ребенка в образовательное учреждение.        Дошкольное образование является наиболее демократичным, массовым, доступным, гуманным по своей сути и содержанию институтом, обеспечивающим адаптацию детей мигрантов.  Первоочередной задачей в работе с детьми мигрантов становится обеспечение  сохранности здоровья, социальной и  эмоционально-личностной стабильности,  интеграции с учетом разной степени их вхождения в общекультурную среду.

       Факторы, затрудняющие процесс адаптации детей мигрантов:

 -Языковые трудности;

-Психологическая / эмоциональная  напряженность;

-Сложности во взаимодействии со сверстниками из этнодоминирующей группы;

 -Тоска/ностальгия по родине;

-Незнание местных культурных норм, традиций;

-Образовательные трудности; Социально-бытовые, материальные проблемы семьи;

-Социальная изоляция;

-Ценностные различия (преобладание традиционных ценностей)

Попробуем рассмотреть особенности работы и адаптации таких детей в условиях детского сада.

     Дети мигрантов, как и взрослые, стоят перед проблемой необходимости адаптироваться к новым социокультурным условиям. Это важно, поскольку в результате данного процесса меняется все, что раньше традиционно их окружало: от природно-климатических условий, социальных, экономических, психологических отношений до отношений в собственной семье. Кроме того, нельзя не учитывать личностные изменения, происходящие у детей в условиях миграции. Дети, прибывшие с территории военного конфликта – очень тяжелая, можно сказать трагическая группа. Чувство защищенности, так необходимое для нормального психического развития, нарушено. Родной дом, привычные вещи, любимые игрушки – все внезапно оставлено. Семья разлучается, отец может воевать, или быть погибшим, или пропавшим без вести, мать в отчаянии и депрессии. Учитывая тесную связь дошкольника с матерью, ее отрицательные переживания также воздействуют на него. Депрессивная, неуверенная и плаксивая мать с неразрешенными психическими проблемами пассивно или активно влияет на ребенка.

У многих детей, ставших свидетелями военных действий, развиваются психологические нарушения, объединяемые в термин «посттравматические стрессовые расстройства» (ПТСР). В силу своей физиологической, психологической и социальной незрелости детям трудно понять, что произошло с ними. Ребенок просто запоминает саму ситуацию, свои эмоции в тот момент (в памяти остается свист снаряда, грохот взрыва, жар огня, гул вертолета и т. д.) ПТСР включает в себя изменения на физиологическом, когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

Основные симптомы ПТСР у детей дошкольного возраста

Физиологические изменения:

Нарушения сна (тревожный прерывистый сон, кошмары и т. д.). Боли в животе. Энурез, энкопрез.

Эмоциональные изменения:

Генерализованный страх. Недостаточность речевых выражений беспокойства – «немые вопросы», избирательный отказ. Страхи (засыпания, темноты, пролетающих самолетов и др.).

Когнитивные изменения:

Познавательные трудности. Трудности распознавания собственных беспокойств

Поведенческие изменения:

Беспомощность и пассивность в привычной деятельности. Постоянное проигрывание травмы. Тревожная привязанность (нежелание быть без родителей). Регрессивные симптомы (сосание пальца, «лепетная» речь). Нарушения общения. Трудности в адаптации к ДОУ.

Чтобы помочь ребенку пережить травму, для педагогов предложены следующие рекомендации:

(составлено на основе материалов Н. В. Тарабриной и Е. М. Черепановой)

• Создайте безопасную ситуацию, в которой ребенок может исследовать свои чувства без риска получить повторную травму.

• Внимательно следите за тем, чтобы не смешивать собственные потребности и потребности ребенка. Чувство беспомощности перед травмой, которое может возникнуть у вас, не должно передаться ребенку.

• Стресс, испытываемый ребенком, уменьшится, если вы расскажите ему, как обычно реагируют на травмы другие люди. Ребенку станет легче, когда он услышит, что ночные кошмары, плаксивость, страхи, тяжелые мысли – это нормальные человеческие реакции.

• Помните, что многие дети имеют искаженную информацию о том, что с ними произошло.

Содержание работы ДОУ по адаптации детей беженцев построено с учетом вышеизложенных особенностей. Ниже конкретизированы основные направления деятельности.

Содержание работы ДОУ по профилактике социальной дезадаптации детей беженцев.

• Работа с родителями

Цель: Согласование действий ДОУ и семьи по сопровождению адаптационного периода ребенка. Включение семьи в систему деятельности ДОУ по профилактике социальной дезадаптации детей беженцев

Содержание работы: Индивидуальное консультирование, разработка индивидуальной программы сопровождения адаптационного периода ребенка

Ответственные: заведующий ДОУ, педагог-психолог, учитель-логопед.

• Работа с педагогами

Цель: Формирование профессиональной готовности к взаимодействию с детьми беженцев и их родителями.

Содержание работы: Тренинги развития толерантности. Семинар-практикум «Дети беженцы: социально-психологические особенности и способы взаимодействия». Индивидуальные консультации.

Ответственные: старший воспитатель, воспитатель, педагог-психолог

• Работа с детьми

Цель: Адаптация ребенка к условиям ДОУ. Восстановление психо-эмоционального здоровья ребенка.

Содержание работы: Диагностика индивидуальных особенностей ребенка. Выявление факторов риска тяжелой формы адаптации. Установление эмоционального контакта ребенка со сверстниками. Игры, коммуникативные тренинги, направленные на развитие способов взаимодействия со сверстниками и взрослыми, в форме индивидуальной и совместной деятельности. Мониторинг процесса адаптации ребенка к условиям ДОУ.

Ответственные: воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед.

Проведение предложенной комплексной, целенаправленной и систематической работы позволит преодолеть неблагоприятные последствия стрессовых ситуаций провести успешную социальную адаптацию детей беженцев.

Список литературы:

1. ФГОС дошкольного образования. 2014. – 19 с.

2. Кремлякова, А. Ю. Психологическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ [Текст] /А. Ю. Кремлякова – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96 с.

3. Тарабрина, Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса [Текст] /Н. В. Тарабрина. – СПб. : Питер, 2001. – 272 с.

4. Черепанова Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. Книга для школьных психологов, родителей и учителей [Текст] /Е. М. Черепанова. – 2-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 1997. – 96 с.