Особенности паралингвистических средств общения

Феклистова Виктория Владимировна

Особенности паралингвистических средств общения

 

1.1 Паралингвистика как средство общения

 

Паралингвистическими называются неязыковые (невербальные) средства, входящие в речевое сообщение и передающие вместе с языковыми (вербальными) средствами смысловую информацию.

Термин "паралингвистика" (греч. "около, возле") имеет узкое и широкое толкование. В узком смысле он обозначает лишь фонационные средства коммуникации - тон речи, громкость, темп, паузы, заполнители пауз - так называемые вокализаторы типа "э-э", "мм-мм", а также такие качественные признаки голоса, как тембр, высота, диапазон, наконец, особенности произношения индивида, которые могут быть обусловлены диалектальной спецификой или индивидуальными особенностями - хриплостью голоса, пришептыванием, причмокиванием и т.п. (Не следует смешивать с интонацией, ударением и другими лингвистическими категориями). Широкое толкование паралингвистики включает и кинесические средства коммуникации. Совокупность таких средств коммуникации, как жесты, позы, телодвижения, обозначается термином кинесика (греч. "движение"). Единицы кинесики называют кинемами. Иногда выделяют отдельно мимические средства коммуникации - выражение лица, взгляд и др., но чаще их рассматривают в составе кинесических средств, поскольку они, как и жесты, отличаются динамичностью. При широком понимании в паралингвистику включаются и графические средства письменной формы коммуникации - графы, схемы, плакаты, виды шрифтов и т.п. Неоднозначность понимания паралингвистики объясняется сложным и разновременным процессом ее становления как специальной области знания.

Паралингвистические средства выполняют следующие функции в речевой коммуникации.

Несут дополнительную информацию.

Новая интонация каждый раз придает новый дополнительный смысл высказыванию. При этом интонация может сопровождаться соответствующей мимикой и жестами. Дополнительная информация, переданная невербальными средствами, может даже полностью изменить смысл высказывания. Например, говорящий произносит фразу «Коля же всё умеет!» с иронической интонацией.

Высказывание приобретает смысл: «Коля думает, что всё умеет, но на самом деле ничего не умеет».

2. Замещают пропущенный вербальный компонент высказывания. Например, если высказывание «Мы его весь вечер ждали, а он...» произносится с интонацией незавершенности и жестами разочарования или недоумения (говорящий пожимает плечами, разводит руками и т.п.), невербальные средства замещают окончание высказывания — слова «не появился».

3. Сочетаясь с вербальными средствами, подчеркивают, усиливают смысл высказывания. Например, в высказывании «Он такой маленький» слово «маленький» произносится растянуто, в замедленном темпе («ма-а-а-ленький»), высоким голосом, что подчеркивает незначительный размер объекта.

По своему составу паралингвистические средства общения подразделяются на три вида:

1) фонационные (особенности произнесения звуков, слов, высказываний; звуковые заполнители пауз);

2)     кинетические (жесты, мимика, телодвижения);

3)  графические (особенности почерка, заменители букв и слов). Фонационные средства включают в себя и интонацию.

Паралингвистические средства содержат компоненты трех уровней:

1)      универсальные (присущие всем говорящим);

2) этнолингвистические (присущие лицам, входящим в определенную этнокультурную группу);

3)     идиолектные (индивидуальные особенности речи, зависящие от личных психологических и социальных характеристик говорящего — его пола, возраста, образования, социальной принадлежности, черт характера и т.п.

Благодаря этому, паралингвистические средства не только дополняют смысл высказывания, но и несут в себе информацию о говорящем, о его этнокультурной принадлежности и личных характеристиках. [Николаева 1990].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Функции и виды паралингвистических компонентов речи

 

Кинесика как паралингвистическое средство общения

 

Кинесика (греч. kinesis — движение) — совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата).

Изучает паралингвистика. Важно учитывать, что в разных культурах один и тот же жест может трактоваться по-разному.

Кинесика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), "вокальная мимика" (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), пространственный рисунок (зона, территория, собственность и перемещения), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний), которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний.

Невербальные проявления, как произвольные, так и непроизвольные, первоначально являясь целесообразной реакцией в ситуациях защиты (неприятия, отторжения), нападения (приятия, присвоения), сосредоточения (ожидание, ритуалы и переходные состояния), в довербальный период эволюции человека были самостоятельным средством коммуникации, а в вербальном периоде закрепились в качестве полусознательного выразительного средства, сохранив функции предыдущих этапов.

Являясь для их исполнителя, например, средством удобства, мнимоцелесообразными или делаемыми "просто так", для наблюдателя жесты предстают как символы специфического языка образов. Отсюда пошли такие выражения, как "обмяк", "собрался", "встал, как вкопанный" и др., впоследствии ставшие вербальными командами.

Значение жестов заключается в следующем: они дают дополнительную к вербальной информацию:

   * психическое состояние партнера;

   * его отношение к участникам контакта и к обсуждаемому вопросу;

   * желания, выражаемые, без слов, или же остановленные сознанием (идеомоторика: захотел встать, но только дернулся);

   * команды не вошедшие в текст - то, что осталось на уме - рефлекторный багаж расчетов, выраженный в обобщенной символической форме;

   * как правило, жесты выражают отношение не к любой, а к эмоционально значимой информации;

   * обычно сначала появляется жест, а затем формулируется вывод, т.е., можно предсказывать характер вывода.

Причинами появления жестов также могут быть самые разные воздействия:

   * мода, холод, чистота, особенности одежды, помещения, стула и т.д.;

   * партнер копирует жесты в данный момент присутствующего человека;

   * рефлекторно подключены двигательные реакции из прошлых моделей, даже без связи (якобы) с состоянием, которое жест обозначает;

   * от слов, произнесенных в данный момент или раньше: если в подходящий момент группе людей сказать, например, "Тянет время", то кто-нибудь вытянет ноги или встанет, вытянется.

Но, независимо от причин их появления, жесты всегда - "знак возможного действия".

 

Пантомимика

 

Пантомимика — выразительные движения индивида (изменения в походке, осанке, жестах), при помощи которых передается сообщение о его психическом состоянии, переживаниях. Мало контролируются сознанием. Наиболее информативным является жест (выразительное движение рук), с помощью которого дополняется сообщение речевой коммуникации.

Пантомимика (движения всего тела) также определяется отчетливой комплексной реакцией, возникающей в ответ на какой-либо сильный и внезапный раздражитель. Чаще всего это реакция вздрагивания. Отношение человека к одной из существующих культур также является основой для формирования характерных эмоциональных реакций. Кроме того, известны универсальные типы реакций, свойственные для представителей различных культур. К универсальным реакциям относят слезы как признак печали и смех как признак радости. Ко вторичным универсальным реакциям относят печаль как сочувствие и так далее. Проявление эмоций на людях находится под серьезным давлением культурных норм. Поэтому подобные проявления находятся в большей зависимости от этих норм чем эмоции, испытываемые наедине.

 

Жесты

 

Выразительные движения руками называют жестами. Жест может сказать о многом. Он может характеризовать адресанта, производящего жест, со стороны национальных, территориальных, собственно социальных особенностей. Исследователи   жестовой   коммуникации   различают   жесты, замещающие речь, и жесты сопровождающие ее. В одних ситуациях появляется больше жестов, в других меньше. В одних ситуациях допустимо полное замещение реплик, в других - нет.

 

Мимика

 

Главный показатель чувств - мимика, то есть выражение лица (глаз, бровей, губ). Под мимическими средствами понимаются движения лицевых мускулов и движения головы. Это условные знаки (кивок головы), указывающие движения — поворот головы в определенную сторону.

Посредством мимики человек передает эмоции, подчеркивает мысль, выделяет ритмику звучания, наклоном головы выражает неуверенность, колебания, поиски нового слова. Глаза помогают общающимся устанавливать визуальный контакт. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, это помогает нам сосредоточиться на том, что он говорит. Во время беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга, чувствуя, что постоянный взгляд мешает собеседнику сосредоточиться. Как говорящий, так и слушающий смотрят дуг на друга не более 10 секунд. Обсуждая неприятные вещи, мы не смотрим на собеседника из вежливости и понимания эмоционального состояния участника общения. Настойчивый и пристальный взгляд воспринимается нами как вмешательство в личные дела. Более того, такой взгляд воспринимается как признак враждебности и создает у нас неблагоприятное впечатление. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если говорящий то смотрит в глаза слушающему, то отводит их в сторону, это означает, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий, как правило, прямо смотрит в глаза собеседника, как бы сообщая: "Я все сказал, теперь ваша очередь".

По мимике, движениям, вегетативным проявлениям ("покраснел", "побледнел", "покрылся потом"), по выражению глаз, величине зрачка мы судим об эмоциях человека. Наиболее выражено эмоции проявляются на лице и в различных позах (выражение удовольствия, восторга, страха, ужаса).

Американский психолог Р. Вудвортс разделил мимику на шесть видов: 1) любовь, счастье, радость, веселье;  2) удивление; 3) страх, страдание; 4) гнев, решимость; 5) отвращение; 6) презрение.

Описание характерных мимических изменений для основных эмоций, в соответствии с тремя зонами лица, даны в таблице.

 

Характеристика основных эмоций

 

ННазвание эмоций

Характерные мимические изменения для различных эмоций (соответственно трем зонам лица)

Психологическая характеристика эмоций

Верхняя часть лица

Средняя часть лица

Нижняя часть лица

РРадость

Спокойные

Верхние веки спокойные, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки. У наружного края уголков рта морщинки «гусиные лапки».

Рот закрыт, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты. От носа к внешнему краю губ тянутся морщинки носогубные складки.

Реакция организма на полное удовлетворение некоторой потребности. Выражается и узнается с младенчества, помогает устанавливать межличностные контакты, делает социальные связи более прочными и усиливает восприимчивость, увеличивает мотивацию» способствует уверенности.

ГГоре

Внутренние уголки бровей подняты вверх.

 

Внутренние уголки верхних       век приподняты.

 

Рот      закрыт, уголки       губ

опушены, напряжения или натяжения     в

области рта нет.

 

Реакция      организма      на невозможность    удовлетворения некоторой     потребности, приводящая к забыванию или как можно более редкому вспоминанию травмирующего события.  Может проявляться: в первые дни жизни новорожденного    -    криком, гримасой неудовольствия и т.д., а у более взрослого ребенка – моторной заторможенностью, подавленностью, отказом от игры и т.д.

Негативные   эмоции   тормозят интеллектуальное развитие ребенка, затрудняют   его   дальнейшую социальную     адаптацию.

Произвольно    имитировать грустное   настроение  ребенок способен с 4 лет.

 

ГГнев

Брови

опущены,  сведены, между

бровями верти-кальные складки.

Верхние веки напряжены, нижние веки

напряжены

приподняты.

 

Рот закрыт, губы сжаты.

 

Стеничная    эмоция,    которая вызывает    мощный    всплеск жизненных сил и протекает по типу аффекта. Его возникновение связано с препятствиями, которые не дают реализоваться значимым для    человека    потребностям.

Отличать улыбку от мимики угрозы дети могут уже ко второму году жизни. В дошкольном возрасте дети часто путают понятия «сильный» и «гневный».

 

ССтрах

Брови подняты

и сдвинуты.

Морщины только в центре

лба.

 

Верхние  веки подняты так, что видна склера, а нижние приподняты    и напряжены

 

Рот    раскрыт, губы растянуты

и напряжены.

 

Реакция  на угрозу неудовлетворения некоторой потребности,   направленная   на избегание этой угрозы и удаление от   опасного   объекта.   Может возникнуть       в       период новорожденности.    В   разном возрасте у детей преобладают те или иные страхи; после 5 месяцев - страх     незнакомых     людей, необычных предметов, в 2-3 года - страх животных, после 3 лет - боязнь   темноты   (связано   с развитием  сферы   воображения ребенка), с 6—7 лет – боязнь пожара, животных, несчастий с близкими, катастроф, с 8 лет – страх смерти.           Бессознательно «заражаться» эмоцией страха от других ребенок может очень рано.

 

ООтвращение

Брови слегка опущены.

Верхние веки опущены, нижние веки приподняты, но не напряжены; под нижними веками морщинки.

Нос наморщен. Рот закрыт. Верхняя губа приподнята, нижняя губа также приподнята и выдвинута вверх по направлению к верхней губе.

Отвращение у ребенка сначала связано с приемом неприятной на вкус пищи. Отвращение часто вызывает реакцию гнева. Чувствовать отвращение по отношению к себе ребенок может примерно с 5 лет. Понимание, что к тебе испытывают отвращение, ведет к дистрессу или агрессии. Частично имитировать эмоцию отвращения ребенок способен с 4—5 лет.

УУдивление

Брови  высоко подняты     и округлены.

Гори-зонталь-ные морщины пересекают весь лоб.

 

Верхние    веки подняты,       а нижние опущены так,   что   над радужной

оболочкой видна склера.

 

Рот    раскрыт, губы   и  зубы разъединены, напряжения или натяжения     в области рта нет.

 

Кратковременная     и     очень неопределенная эмоция, вызванная чем-то внезапным, неожиданным.

Ситуации,    которые    служат причиной    удивления,    затем вызывают    негативно     или положительно окрашенные чувства.

В 5-месячном возрасте ребенок уже способен удивляться.

 

 

Для изучения выражения и опознавания эмоциональных состояний при коммуникации применяются следующие методы: метод «дневников» (Т. Нумменмана),  метод «беседы-опроса» (С. Визер),  метод аудиторского анализа звучащей речи, выражающей различные эмоциональные состояния (И. Поллак, Э. Улдалл). Опознавание отдельных эмоциональных состояний по их выражению в речи проводилось с учетом тембральных характеристик голоса, данных в клиппированном спектре, с различными степенями искажений по параметрам длительности, частоты основного тона и интенсивности (Дж. Старкуэзер, 1956; Ф. Либерман и Ш. Майклз, 1962; А. Френдхофф и др. 1962).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Интонация как паралингвистическое средство общения

 

Как видно из приведенных примеров, интонация часто сочетается с другими паралингвистическими средствами, прежде всего — кинетическими. Это вполне закономерно, так как и интонация, и жесты по своему происхождению древнее речи. Как отмечает выдающийся нейропсихолог и нейролингвист А.Р. Лурия, «на первых этапах истории языка слово вообще не выражалось звуком; есть все основания думать, что первая речь родилась из активной трудовой деятельности и выражалась в сокращенных рабочих движениях и жестах указания, которыми человек общался с другими людьми. Этот указательный жест действительно обозначал лишь единичные предметы или действия. Однако смысл этого указания становился доступным лишь при знании той конкретной ситуации, в которой он применялся» [Лурия, «О строении речевой деятельности», 1947]. 

На сегодняшний день термин интонация имеет два значения - узкое и широкое.

В узком смысле он используется для обозначения мелодики, мелодического контура, движения тона. (Иванова-Лукьянова).

Широкий смысл термина включает, помимо интонации, ударение, паузирование, темп.

Разделение на узкое и широкое толкование термина весьма условно, ибо и в понятие мелодического контура включаются такие понятия, как ударение и паузирование.

 

Функции интонации

 

Интонация имеет множество значений, объединяемых по различным признакам. Об интонации говорят, что она бывает ироническая, шутливая, пафосная, деловая, плавная, гибкая, резкая и т. д. Такая многоплановость значений объединяется множеством функций, которые выполняет интонация. Среди них: собственно - фонетическая функция, смыслоразличительная, эмоционально-экспрессивная, синтаксическая, стилистическая. Основные функции, которые выполняет интонация, на наш взгляд, следующие: фонетическая, эмоционально-экспрессивная, синтаксическая, стилистическая и смыслоразличительная.

 

Фонетическая функция

Формируя синтагму (фразу), русская интонация выполняет свою важнейшую фонетическую функцию: она придаёт ей смысловую и фонетическую цельность и одновременно разделяет речевой поток на ритмико-смысловые единства. Таким образом, выступая в роли фонетического явления, интонация, при помощи движения тона, фиксированного интонационного центра и границ интонационного членения выполняет объединяющую и разделяющую функции, деля поток на фразы.

 

Эмоционально - экспрессивная функция

Эмоционально-экспрессивная функция состоит в передаче различных оттенков высказывания, которые выражают либо состояние говорящего (эмоциональность высказывания), либо его волеизъявление (модальность высказывания), либо экспрессивность высказывания.

Количество оттенков эмоционально-экспрессивных и модальных значений бесконечно, вернее сказать, не может быть учтено. Поэтому неудивительно, что в различных высказываниях об интонации приводятся несопоставимые цифры передаваемых интонацией эмоционально-экспрессивных значений.

 

Синтаксическая функция интонации

Одна из функций состоит в выражении синтаксических значений. Однако вопрос о соотнесённости синтаксических значений с их интонационным выражением пока нельзя назвать окончательно решенным. По-разному подходят к его решению синтаксисты и фонетисты.

Синтаксисты рассматривают интонацию как одно из средств выражения синтаксических значений в звучащей речи.

В фонетическом подходе к этому явлению наметились два направления: с одной стороны, экспериментальные исследования интонации определённых синтаксических конструкций, а с другой - описания интонационной системы русского языка.

Другое направление представляют работы интонологов (при этом нередко тоже с опорой на точные методы машинных исследований), в которых авторы предлагают свои классификации интонационных единиц на основе их закреплённости за определёнными синтаксическими образованиями.

Связь синтаксиса и интонации проявляется в том, что некоторые синтаксические конструкции (конструкция неоконченной фразы, а также однофразовые предложения со значением общего и частного вопроса, побуждения, утверждения и др.) имеют особый способ интонирования.

 

Смыслоразличительная функция интонации

Бытует мнение, что интонация существует только в речи, а не в языке, что интонацию можно изучать только на материале звучащей, а не письменной речи, что интонация - явление индивидуальное, а не общеязыковое.

Осмыслить интонацию языка - это значит прежде всего выявить смыслоразличительную функцию интонации.

Очевидно, что смыслоразличительная функция интонации связана не с передачей частных синтаксических значений, поскольку для них в русском языке имеется целый комплекс синтаксических средств, а с передачей наиболее общих синтаксических значений, которые сконцентрированы в двух основных интонационных типах - восходящем и нисходящем. В восходящем типе соединены значения зависимости и незаконченности, а в нисходящем - значения независимости и законченности. Все эти значения более или менее явно и в различных комбинациях проявляются во всех синтаксически оформленных образованиях: они определяют синтаксические связи между словами, между фразами и между предложениями.

 

Стилистическая функция

Для того чтобы выделить стилистическую или экспрессивную и эмоциональную окрашенность интонации, необходимо знать, что мы понимаем под стилистически нейтральной, т.е. неокрашенной интонацией. Различают окрашенность двух видов: экспрессивную и стилистическую. Экспрессивная окрашенность передаёт различные чувства человека; эмоции, волеизъявления и другие особенности его психического состояния. Стилистическая   окрашенность   языковых   единиц   передаёт   их принадлежность высокому, нейтральному или сниженному стилю речи и служит для использования их в том и другом функциональном типе речи в качестве стилеобразующего средства.

 

Компоненты интонации

 

Интонация состоит из нескольких компонентов. К ним относятся: мелодика, ритм, темп, ударение, пауза, тембр.

Основным компонентом интонации является мелодика. Мелодика речи это «изменение частоты основного тона, развертывающееся во времени» [Торсуева, 1990].

Мелодика играет главную роль в осуществлении таких функций интонации, как: 1) разделение высказывания на ритмические группы и синтагмы; 2) связывание частей высказывания в единое целое; 3) различение коммуникативных типов высказывания; 4) выделение наиболее важной части высказывания; 5) выражение различных эмоций, подтекста, модальных оттенков; 6) выражение отношения говорящего к тому, о чем он говорит (ироническое, подчеркнуто серьезное и т.п.).

Важнейшие акустико-лингвистические характеристики мелодики речи:

1. мелодические диапазоны разница между высшей и низшей точками изменения частоты основного тона;

2. музыкальные интервалы соотношение между высшей и низшей точками изменения частоты основного тона (например, октава, кварта, квинта);

3. мелодические пики;

4. степень крутизны повышения и понижения тона;

5. направление движения частоты основного тона (вверх, вниз, ровное движение);

6. уровень частоты основного тона [Торсуева, 1990].

Психолингвистические (аудитивные) характеристики мелодики, предложенные М.В. Давыдовым, включают:

1) направление движения тона — ровное, восходящее, нисходящее; 2) характер движения тона — постепенный, плавный, резкий; 3) диапазон движения тона — обычный, расширенный, суженный. Сюда относится также и такая аудитивная характеристика, как уровень высоты тона (она соответствует акустической характеристике «уровень частоты основного тона»). Различают четыре уровня высоты: сверхвысокий, высокий, средний, низкий. Изменение уровня высоты тона образует контур мелодии.

 

Ритм

 

Ритм — важный компонент интонации, необходимый для синтаксической и семантической организации высказывания. Ритм представляет собой последовательное чередование ударных и безударных элементов речи (слогов, слов, синтагм) через определенные промежутки времени. Ярче всего ритм выражен в стихах, менее — в публичной и сценической речи, еще менее — в художественной прозе, а меньше всего — в разговорных диалогах.

Основная единица ритма — это ритмическая группа.

Простая ритмическая группа состоит из одного ударного слога и примыкающих к нему одного или нескольких безударных слогов. Сложная ритмическая группа включает несколько (два или более) ударных слогов, при этом разные ударные слоги несут ударение разной степени (например, главное и второстепенное). Слоги в ритмической группе объединяются средствами мелодики, а все ударные слова внутри одной сложной ритмической группы образуют тесное смысловое единство. В прозаической речи единицей ритма обычно является синтагма (она может совпадать с ритмической группой или включать несколько ритмических групп). В стихотворной речи единицами ритма могут быть: звук, слог, ритмическая группа, строка, строфа [Торсуева, 1990].

Сопоставляя ритм действий и ритм устной речи, он подчеркивал, что у них одна и та же основа — чередование движения и остановок.

Ритм упорядочивает звуковой, словесный и синтаксический состав речи. Он тесно взаимосвязан с другим компонентом интонации — темпом.

 

Темп

 

Темп — это скорость произнесения речевых элементов (слогов, слов, синтагм, высказываний); определяется количеством элементов, произносимых в единицу времени. Он может быть быстрым или медленным, ускоряться или замедляться. Кроме того, темпом называют длительность произнесения речевых отрезков. В этом случае темп можно измерять средней длительностью речевых элементов — чаще всего средней длительностью слога. Темп может зависеть от длины речевой единицы.

Чем длиннее слово или синтагма, тем меньше длительность слога в этом слове (синтагме). Обычной разговорной речи соответствует темп 5—6 слогов в секунду.

В высказывании темп выполняет следующие функции. 1) Служит средством оформления интонационной цельности высказывания. К концу высказывания темп речи замедляется. 2) Является средством противопоставления важного — неважного в высказывании. Речевые отрезки (синтагмы, слова), содержащие наиболее важную в смысловом отношении информацию, произносятся в замедленном темпе, а речевые отрезки, содержащие второстепенную информацию (например, вводные слова и предложения, некоторые уточняющие и пояснительные обороты), произносятся в ускоренном темпе [Светозарова, 1990].

В целом темп речи характеризует:

1) индивидуальные особенности говорящего, его манеры, привычки;

2) социальный статус говорящего (например, ускоренный темп речи иногда может служить признаком низкой образованности, недостаточной культуры, низкого социального положения);

3) эмоциональное состояние говорящего (темп убыстряется при сильном волнении, возбуждении и замедляется, когда говорящий испытывает замешательство, сообщает о чем-то неприятном и т.д.).

4) отношение говорящего к слушающему, намерение создать определенное впечатление (например, если говорящий хочет произвести впечатление человека умного, серьезного, он взвешивает каждое слово, и от этого темп его речи замедляется);

5) ситуацию общения (спешка, необходимость тянуть время и т.п.);

6) диалектные особенности речи говорящего;

7) степень владения языком, на котором человек говорит;

8) сложность предмета, о котором идет речь, для понимания говорящего.

 

Ударение

 

Очень важным компонентом интонации является ударение. Ударение это выделение одного элемента речи (слога, слова) в последовательности подобных элементов за счет изменения некоторых акустических характеристик выделенного элемента (увеличения длительности и интенсивности его произнесения, повышения или понижения тона при его произнесении).

Различают следующие виды ударения:

1) Словесное — служит организации фонетической целостности слова. Выделяет ударный слог в слове.

2) Синтагматическое — служит показателем границы синтагмы. Обычно падает на последний ударный гласный синтагмы.

3) Логическое — подчеркивает наиболее важное слово в синтагме. При этом выделенное слово произносится с более сильным ударением, чем последнее слово в синтагме, а если необходимо подчеркнуть именно последнее слово, на нем происходит изменение мелодики.

4) Фразовое — служит показателем завершения высказывания.

 

Пауза

 

Необходимым компонентом интонации является пауза. Пауза — это перерыв в звучании речи. Пауза может быть действительной — в тех случаях, когда звучание речи действительно прекращается и на какое-то время наступает тишина. Но она может быть и психологической — в тех случаях, когда изменение мелодики, темпа и силы ударения на границе синтагм создает эффект перерыва в звучании, а в действительности этого перерыва нет (это несовпадение выявляется при аппаратных исследованиях интонации). Кроме того, в зависимости от своей функции паузы подразделяются на семантические и асемантические.

Семантические паузы связаны со смысловой стороной высказывания и выполняют следующие функции:

1) синтагматическую — обозначают границы синтагм, способствуют членению текста на смысловые части (синтагматические паузы; Л.В. Щерба называл такие паузы «интеллектуальными»); 2) эмоциональную — выражают эмоциональное состояние говорящего; оказывают эмоциональное воздействие на слушающего (такие паузы называются эмотивными); 3) логическую — выделяют слово, несущее логическое ударение во фразе; могут делаться как перед этим словом, так и после него (усилительные паузы).

Асемантические паузы не связаны со смысловой стороной высказывания, их роль — фонетическая. К ним относятся: ритмические, артикуляционные, ситуативные и физиологические паузы. Они появляются в следующих случаях:

1) ритмические — отделяют друг от друга ритмические стихотворные единицы;

2) артикуляционные паузы — возникают при произнесении некоторых звукосочетаний;

3) ситуативные — способствуют замедлению речи в таких ситуациях, когда это необходимо говорящему (например, при затруднении с поиском нужного слова) или слушающему (например, чтобы дать слушателям время записать произнесенный текст);

4) физиологические — возникают при некоторых нарушениях речи; вызваны недостатком воздуха или связаны с нарушениями деятельности центральной нервной системы.

Станиславский считал паузы очень важным средством воздействия на слушателя — особенно синтагматические (которые он называл «логическими») и эмотивные (которые он называл «психологическими»).

Говоря о роли паузы в речи, Станиславский подчеркивал: «Пауза — важный элемент нашей речи и один из разных ее козырей» [Станиславский, 1938].

 

Тембр

 

Еще один компонент интонации — тембр — в основном способствует выражению эмоций. Тембр — это индивидуальная окраска (колорит) голоса, уникальная для каждого человека. Она образуется за счет обертонов, то есть добавочных тонов голоса, которые сопутствуют основному звуковому тону и зависят от особенностей строения гортани, носовой и ротовой полостей. Тембр голоса может изменяться в зависимости от эмоционального состояния говорящего, в чем и проявляется его экспрессивная функция. Таким образом, говоря словами Г. Эрастова (1903), тембр — «это оттенки, придаваемые нами голосовым звукам для точного воспроизведения внутреннего содержания текста». Разные исследователи выделяли различные виды тембра. Так, С.С. Суренский (1941) указывает на шесть видов тембра: индивидуальный, эмоциональный, тембр сценического образа, образный тембр чтеца, подчеркивание гласных, фонетический тембр. Н.И. Жинкин (1958) выделяет эмфатический, голосовой, языковой, певческий, речевой тембр. Все эти разновидности можно свести к двум основным: интонационный (семантический) тембр и неинтонационный (асемантический) тембр.

Интонационный тембр — это изменение индивидуального тембра, передающее определенные элементы содержания высказывания. Что передает интонационный тембр?

1) Информацию об эмоциональном или физическом состоянии, в котором находится говорящий в момент высказывания.

2) Информацию о чувствах говорящего, которые он хочет донести до слушающего.

3) В некоторых случаях говорящий с помощью изменения тембра старается передать свою волю — страстное желание, приказ, просьбу, угрозу и т.п.

По мнению Л.К. Цеплитиса (1974), интонационный тембр наслаивается на индивидуальный или добавляется к нему, так как при любом эмоциональном состоянии говорящего его голос можно узнать по индивидуальному тембру. Индивидуальный тембр определяется анатомическим строением речевого аппарата говорящего, а интонационный тембр зависит от изменения формы некоторых резонаторов речевого аппарата. Эти изменения формы резонаторов универсальны для всех носителей языка, благодаря чему по речи можно распознавать эмоциональное состояние разных людей.

С помощью интонационного тембра можно выражать следующие чувства, виды эмоционального и физического состояния и модальные аспекты высказывания (волю и желание говорящего): волнение, радость, веселье, ликование, торжественность, восторг, восхищение, пафос; страсть, любовь, нежность, сердечность, дружелюбие, благодушие, спокойствие, безразличие; вежливость, почтение, чувство собственного достоинства, благородство, великодушие, возвышенность, величественность; высокомерие, пренебрежение, презрение, ненависть, отвращение, омерзение; грусть, печаль, тоску, горечь, скорбь; раздражение, досаду, возмущение, злость, гнев, ярость; осторожность, боязливость, робость, страх, отчаяние; вялость, слабость, усталость, изнеможение, болезнь; жизненную силу, резвость; резкость, грубость, нахальство, наглость; своеволие, упрямство; сосредоточенность, серьезность, скрытность, угрюмость, хмурость; жалобы, просьбу, мольбу; гордость, уверенность, храбрость; лесть, заискивание; смех, иронию, насмешку, издевательство; угрозу, поучение, приказ, прощение [Цеплитис, 1974].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Онтогенез интонации детей дошкольного возраста

 

Данные онтогенеза речевого развития свидетельствуют о том, что интонационные средства воспринимаются и усваиваются детьми значительно раньше, чем у них начинается формирование словесной речи, - уже на стадии гуления. Первой же интонацией, значимой по своему коммуникативному содержанию, оказывается крик ребенка, который только в момент рождения является биологически обусловленным явлением, вызываемым возбуждением подкоркового дыхательного центра. В дальнейшем, модифицируясь по высоте, силе, тембру, протяженности, он приобретает коммуникативный характер и в течение достаточно длительного времени продолжает оставаться единственной формой коммуникации ребенка со взрослым. Ясно, что интонационные структуры не являются чем-то врожденным, поскольку их возникновение и развитие обусловлено прежде всего эмоциональным общением с окружающими. Средством выражения такого общения будет эмоциональная интонация.

Тем не менее, сведения об интонационных особенностях речи детей довольно ограничены и затрагивают в основном период от новорожденности до двух лет.

Установлено, что в период с третьего по шестой месяцы и вплоть до двух лет речь ребенка не обогащается новыми видами интонаций, кроме просьбы и вопроса. Уже в период однословного предложения, по утверждению А.Н.Гвоздева, для выражения спокойного констатирования ребенок пользуется в собственной речи интонацией понижения. В это же время, приблизительно к 1 г. и 9 мес., появляются разновидности восклицательной интонации, а после 1 г. 11 мес. - вопросительные. [Гвоздев, 1961].

Интонационное поле речеслухового анализатора (план восприятия интонации) заканчивает свое становление к концу периода лепета (к концу первого года жизни), тогда как становление интонационного поля в речедвигательном анализаторе (план реализации интонации) заканчивается только в период оформления устной речи, когда «индифферентная, выразительная и настойчивая интонация периодов гуления и лепета очень быстро идентифицируется с логическим интонациями повествования, убеждения и утверждения» [Тонкова-Ямпольская, 1968].

Первоначально вопрос в речи детей выражается только интонацией, которая идентична вопросительной интонации взрослых (то, что ребенок задает вопрос, улавливается окружающими без труда). Интонация перечисления, появляющаяся также на раннем этапе, сначала выражается без союзов («мацик бай-бай»/ «папа бай-бай»). Союзы перечисления появляются приблизительно к 2 г, 3 мес.

Аналогично прослеживается и механизм формирования интонации сложных предложений. Так, по данным А.Н.Гвоздева, сложные бессоюзные предложения появляются на 4 месяца раньше, чем предложения, соединенные союзами. Автором отмечается, что, как и в разговорной речи взрослых, связи предложений и выражающие их интонации не всегда оказываются четкими.

Исследование А.Н.Гвоздева показало, что фразовое ударение усваивается очень рано (с 1 г. 2 мес.) - с того самого момента, когда предложения начинают включать несколько слов. При этом во всех случаях его употребления фразовое ударение ничем не отличается от того, как оно произносится взрослыми. Как и у взрослых, оно меняет свое место в соответствии с изменением смысла фразы.

Спонтанная речь детей третьего года жизни имеет ситуативный характер и изобилует большим количеством указательных местоимений. Интонации, которыми пользуются в своей речи дети 2,5 лет, характеризуются особенной яркостью и утрированностью проявлений. Видимо реализация интонационных типов к этому времени еще не достигает автоматизма, и в большей степени контролируется сознанием, чем это наблюдается в более позднем возрасте.

Воспроизведение интонации у ребенка с нормальным слухом обеспечивается взаимодействием механизмов дыхания, голосообразования и артикуляции. В возрасте 2 - 3-х лет эти механизмы еще находятся в фазе начального становления. С момента овладения речью у ребенка формируется речевой голос. Ввиду того, что гортань в анатомическом и физиологическом отношении на данный момент еще недостаточно развита, голосовые складки тонкие и короткие, малы по объему, способность управлять своим голосом, изменять его по высоте и силе, придавать ему нужную интонационную окраску находится в стадии формирования.

Голос образуется путем колебания голосовых связок, приводимых в движение напором воздушной струи, контроль которого осуществляется ЦНС. Речевое дыхание маленьких детей заметно отличается от речевого дыхания взрослых. Дети третьего года жизни имеют укороченный слабый выдох (1,5 - 2 сек.), многие говорят недостаточно громко. Ребенок может произносить отдельные слова и фразы в любую фазу дыхания, как во время вдоха, так и во время выдоха, а также в период паузы между ними.

В возрасте 4 - 5-ти лет интонации, которыми дети пользуются в своей речи, в основном соответствуют тем интонациям, которые используют в своей речи взрослые. Дошкольники достаточно четко дифференцируют интонационные признаки начала и конца предложения, при произнесении фраз исчезает элемент избыточности информации об интонационном типе предложения, присущий речи детей 2,5 лет, т.е. дети данной возрастной группы полностью овладевают интонационной системой языка.

Вместе с тем отмечаются особенности воспроизведения интонационных типов предложений вслед за экспериментатором. Возможность выполнить задание по повторению за экспериментатором предложений с какой-либо интонацией появляется у детей, начиная уже с трехлетнего возраста. При этом интонация восклицательных предложений, взятых из спонтанной речи, в процессе аудиторского анализа опознается лучше, чем интонация повторенных восклицательных предложений.

Следовательно, восклицательная интонация повторенных за экспериментатором предложений и предложений спонтанной речи у детей этого возраста еще различаются.

Многие исследователи отмечают, что интонационное оформление речи детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. Достаточно развитой речевой слух ребенка даст ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные используемые взрослым интонационные средства выразительности, передавать особенности звучания голосов сказочных животных в ходе игр-инсценировок.

В этом возрасте дети, подражая взрослым, могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому, точно использовать литературные нормы произношения слов. Их голосовые возможности позволяют говорить не только достаточно громко, но и следить за громкостью речи окружающих. Дети 5-летнего возраста уже способны менять голос с учетом содержания высказывания, в особых ситуациях используют шепотную речь. Меняя громкость, темп речи, они начинают гораздо шире и на осознанном уровне пользоваться интонационными средствами выразительности в собственной речи. Тем самым у них формируется способность более точно передаватъ при помощи речи свои мысли, выразительно читать художественные произведения, лучше понимать их смысл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Интонационные особенности речи детей старшего дошкольного возраста

 

К школе дети должны овладеть правильным звукопроизношением, артикуляцией и дикцией, неторопливым темпом и ритмом речи, умением изменять голос по громкости и высоте (подавать тихий и громкий голос, говорить более низким и более высоким голосом), овладеть правильным речевым дыханием, постановкой правильного ударения, правильным произношением слов.

Отмечается, что дети старшего дошкольного возраста могут сознательно выражать свои чувства при чтении стихотворений, самостоятельно, по-своему передавать радость, печаль, удивление. В возрасте шести лет они пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости способны говорить громче и тише, то есть могут соизмерить громкость своего высказывания с учетом расстояния до слушателя, характера высказывания.

Однако существует и другое мнение относительно уровня сформированности детской речи.

Некоторые исследователи (А.С. Фальдберг, С.В.Иванова) отмечают, что у многих детей пяти – шестилетнего возраста наблюдается быстрая, нечеткая, смазанная, невыразительная речь, тихие голоса, дети не владеют речевым дыханием, говорят «сквозь зубы», подвижность органов артикуляции у них ограничена, что является причиной неправильного произнесения звуков речи.

По-разному исследователи детской речи оценивают особенности темповой организации речи детей старшего дошкольного возраста. Указывается (А.И.Максаков), что в повседневном общении дети пользуются умеренным темпом, но при пересказах их речь часто замедленна за счет длительных, необоснованных задержек, пауз. В моменты же эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, они в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и говорят громче и быстрее обычного.

Есть мнение, что дети чаще говорят в ускоренном темпе, чем в замедленном, что отрицательно сказывается на внятности, четкости речи. Отсюда ухудшение артикуляции, выпадение в словах отдельных звуков, слогов, а иногда и слов в предложениях.

Причина ускоренного темпа речи у дошкольников, их легкая возбудимость и повышенная эмоциональность - в способности детей этого возраста подражать речи окружающих. Тогда их собственная речь становится смазанной, нечеткой, близкой к скороговорке.

Результаты исследования восприятия звуковых средств выразительности, сформированности этих средств в детской речи показали, что темп связной речи дошкольников подготовительной группы детского сада различен. Так, например, 35% обследованных таким образом детей воспроизводили свои устные высказывания в нормальном темпе (от 90 до 110 сл./мин.), 25% - в быстром (от 110 до 140 сл./мин.) и 40% - в слишком медленном темпе. Получается, что у большинства детей (65%) темп собственной речи не соответствовал нормальному. 23% детей не имели правильного представления о нормальной громкости речи, большинство из них произносило свои связные устные высказывания тише обычного, что затрудняло, по мнению автора, восприятие их речи окружающими. На основе наблюдений был сделан вывод о том, что очень часто дети не могут найти адекватный тон для своего высказывания. Основной тон в данном случае рассматривается как звуковое средство интонационной выразительности речи, служащее для выражения экспрессивных, эмоциональных и дополнительных оттенков в устной речи.

У детей на данном возрастном этапе еще недостаточно развито умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к предметам или явлениям. Вместе с тем, «используя образец выразительного чтения художественных произведений, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности, они часто правильно пользуются вопросительными, повествовательными интонациями, могут передавать свои чувства по отношению к предметам и  явлениям: радость, печаль, горесть, негодование и др.».

Ясность, внятность речи во многом определяется скоростью высказывания, поэтому у детей, говорящих быстро, как правило, речь менее отчетлива. Дети с ускоренной речью часто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания, «проглатывают» даже отдельные слова. Причина нечеткой речи может быть также связана с анатомическими дефектами артикуляционного аппарата или недостаточной его подвижностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.6 Особенности интонационного оформления речи у детей с ОНР

 

У детей с ОНР наряду с дефектами звукопроизношения имеется нарушение интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. Наиболее сохранным процессом при этом является имитация вопросительной и повествовательной интонации. Восприятие и затем самостоятельное воспроизведение этих же структур вызывает значительные трудности у большинства детей. Интонационные нарушения характеризуются рядом особенностей: нечетким восприятием и воспроизведением мелодических рисунков фраз, логического ударения, ограниченными возможностями голоса, а также изменениями темпо-ритмической организации речи в сторону ее убыстрения или замедления.

Нарушения   интонационной   выразительности  речи,   процессов   восприятия  и воспроизведения интонационных структур предложения проявляются в следующем:

— в отсутствии или трудностях дифференциации интонационных различий на практическом, неосознанном уровне;

— в недостаточной их сформированности на практическом уровне;

— замене вопросительной интонации повествовательной при одинаковой силе голоса;

— в изменении силы голоса при попытке воспроизвести вопросительную интонацию;

— в переносе логического ударения с одного на другое слово в предложении;

— в воспроизведении всех предложений только с одной интонацией (вопросительной);

— в попытке необоснованного и неоднократного повышения и понижения голоса внутри фразы.

При ОНР «обнаруживаются различия в интонационной выразительности речи, что, по-видимому, связано со специфическим характером клинической формы речевой патологии» [Белякова, Романчук].

Специальными исследованиями сотрудников сектора логопедии НИИ дефектологии установлено, что у детей, страдающих ОНР, наряду с ошибками в понимании грамматических форм имеются значительные отклонения в понимании интонации.

Тембральные изменения голоса (в пределах выражения элементарных эмоционально-волевых отношений) не вызывают затруднений в их восприятии и понимании.