ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Вуковчан Елена Сергеевна

«Дошкольное  детство» – это уникальный период в жизни каждого человека,  когда формируется здоровье, осуществляется разностороннее развитие личности.

В то же время, это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых –  «главные взрослые» в этот период развития ребенка – это ближайшие родственники - родители, бабушки и дедушки,  и педагоги – воспитатели, т.е. те взрослые, которые формируют личность ребенка посредством воспитания. 

У ребенка в  раннем возрасте  еще нет собственного жизненного опыта,  и  только взрослые  могут помочь ребенку познать окружающий мир. В данный момент развития ребенок живет в постоянной «системе запретов», т.е.  воспитание строится  через  многое «нельзя», например – нельзя совать пальцы в розетку – ударит током, нельзя есть снег – заболеешь, нельзя  баловаться на горке  - упадешь, ударишься.  И  самое главное в этот момент –  взрослые не должны  противоречить  друг другу в воспитании.  Воспитание и развитие ребенка должно  проходить согласовано и едино.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание?

Но  разве  это  правильно,  делить воспитание  на семейное и общественное?  Ведь ребенок, живет, воспитывается  и  развивается   и  в семье и в социуме – в детском саду, есть ли смысл «тянуть » воспитание и развитие ребенка в разные  стороны,  

Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье  он учится  любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Родители являются первыми педагогами, они закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. 

Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. 

Опираясь на эти утверждения,  меняется позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения –  является не только воспитателем детей, но и партнёром родителей по их воспитанию.

Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:

1.Изучение потребности родителей в услугах, которые предоставляет детский сад.

2.Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

3. Вовлечение родителей в жизнь детского сада, организация взаимодействия детей, родителей и педагогов.

Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Основные задачи, которые ставит педагог по взаимодействию с семьями воспитанников:

Задачи по взаимодействию с семьей

Форма работы с родителями

Изучение семей детей, изучение семейного опыта воспитания и обучения детей

Индивидуальные формы работы: беседы, индивидуальные консультации,  по запросу родителей.

Наглядно-информационные формы работы

информационно-просветительская (наглядная информация, наглядные консультации, папки-передвижки)

информационно-аналитическая (опросы, , анкетирование)

Привлечение родителей к активному участию в жизни группы

Совместные мероприятия  педагогов, родителей и детей: семейные творческие, познавательные спортивные, досуги, праздники,  привлечение родителей к непосредственной образовательной деятельности – открытые занятия, викторины, беседы с непосредственным участием родителей, проектная деятельность, совместное творчество, тематические выставки, театральные гостиные, фотоколлажи

На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения.

Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии

Совместные мероприятия педагогов и родителей: тренинги, круглые столы, консультации, родительские собрания, мастер-классы, педагогические гостиные.

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном понимании - это общение педагога с родителями через личный сайт педагога или же организация сайта группы.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо дать им уверенность в том, что взаимодействие между семьей и воспитателями необходимо. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

Первый этап – демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям дают практические знания психолого-педагогических особенностей воспитания ребенка на определенном этапе развития. При этом используются различные формы и методы: родительские собрания, наглядная информация, консультации, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и т.д.

Третий этап предполагает индивидуальное ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. На этом этапе устанавливаются доверительные отношения между родителем и воспитателем, воспитатель проявляет личную заинтересованность и желание помочь, а  родитель  может рассказать о волнующих его индивидуальных особенностях ребенка, попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам. 

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка. В данном процессе немаловажную роль играет профессиональная компетентность  педагога, что подразумевает под собой не только совокупность знаний и опыта, но и личностные качества воспитателя.

Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, а так  же развивать креативные способности своих детей.  

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация проектной деятельности – когда родители  активно вовлекаются во взаимодействие с работой воспитателей и жизнью детей в группе. Проектная деятельность как ни какая другая не только активно развивает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада, позволяет объединить интересы детей, их родителей и воспитателей, что существенно изменяет межличностные отношения между воспитанниками  и между родителями и воспитателями. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

Тема эта весьма актуальна по ряду причин. 

Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

В-третьих проектная деятельность помогает не только поддерживать детскую творческую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

Проектная деятельность может носить как познавательную, так и художественно-эстетическую направленность, что дает возможность  вовлекать родителей в непосредственно-образовательную  или досуговую  деятельность, позволяет  родителям активно транслировать личный опыт, творческие способности, актерские дарования своим детям  Так, родители разных профессий приходят в группу в гости в своей профессиональной одежде с некоторыми профессиональными атрибутами и  проводят с детьми беседы. Например, папа пожарный, или папа милиционер, мама врач знакомят детей с особенностями своей профессии. Или же родители показывают детям познавательный спектакль, с последующей беседой о представленном произведении.

Также родители привлекаются к совместному труду (воспитатели, родители и дети) - субботникам, экологическим мероприятиям на территории ДОУ (Покормите птиц зимой, Зеленый садик, Украсим планету цветами).

Еще одна возможность, предоставляемая проектной деятельностью - организация совместных экскурсий, посещение театров и выставок в выходные дни.

При взаимодействии педагогов с родителями очень важным является принцип "открытости" детского сада для родителей, учет в работе педагогов и специалистов ДОУ запросов и пожеланий родителей, как полноправных участников образовательного процесса. Реализация этого принципа опирается на  стремление педагога заинтересовать родителей, привлечь их к активному участию в жизни детского сада и группы, а также нацелить родителей на самоанализ своей воспитательной деятельности, способствовать активному формированию родителей как педагогов. В процессе взаимодействия родители не только становятся активными участниками педагогического процесса, но и погружаются в исследование собственного поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентными в семейном воспитании.