Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Кузнецова Елена Вячеславовна

                    Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

 

В современном мире более высокие требования к человеку и его здоровью. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из самых главных проблем коррекционной работы – это создание таких условий, которые бы не только сохраняли здоровье ребёнка, но и «приумножали» его.

Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым компонентом комплексной реабилитации детей с речевой патологией.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий — обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья за время пребывания в ДОУ, сформировать у него необходимые зна-ния, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить ис-пользовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы. В работе активно используются как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, Су-Джок терапию, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику, элементы логоритмики и фонеритмики, тактиль-кинестетическую стимуляцию.

По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на:

  • медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;
  • физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;
  • социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
  • образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.

Элементы различных здоровьесберегающих технологий сочетаются в образовательной и досуговой деятельности в ДОУ с другими педагогическими технологиями. Забота о здоровье воспитанников красной нитью проходит через весь срок их пребывания в детском саду.

 

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

  • улучшение памяти, внимания, мышления
  • повышение способности к произвольному контролю
  • улучшение общего эмоционального состояния
  • повышается работоспособность, уверенность в себе
  • стимулируются двигательные функции
  • снижает утомляемость
  • улучшаются пространственные представления
  • развивается дыхательный и артикуляционный аппарат
  • стимулируется речевая функция
  • улучшается соматическое состояние.

Вариативность использования в работе учителя-логопеда разнообразных методов и приёмов для развития речи детей оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса в целом. 

9

  1. https://kopilkaurokov.ru/logopediya/prochee/zdorovesberegaiushchie_tekhnologii_v_rabote_uchitelia_logopeda_dou

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения на межполушарное взаимодействие,  гимнастика мозга

«Кинезиология для детей»

  1. Упражнение «Кулак – ребро – ладонь». Исходное положение (далее И. п.) ведущая рука ребенка ставится на стол в кулак, другая  рука лежит на столе ладонью вниз. Ставим кулак, потом руку раскрываем и рука остается на поверхности стола ребром ладони, следующая позиция, рука опускается на стол раскрытой ладонью вниз. Теперь тоже самое с другой рукой. Смена рук происходит одновременно. Усложнение – упражнение выполняется одновременно двумя руками. Упражнение отрабатывается до автоматизма.
  2. Упражнение  «Лягушка». И.п. -  руки ребенка лежат на столе ладонями вниз на краю стола. Задание: одну руку сжать в кулак, другая кладётся раскрытой ладонью вниз, затем приподняли руки, опустили на стол  и поменяли положение кистей. Смена рук происходит одновременно,  руки вперёд не прыгают, фиксируются на одном месте. Упражнение отрабатывается до автоматизма.

При усложнении задания, можно предложить ребенку закрыть глаза и проводить упражнение с закрытыми глазами.

  1. Упражнение  «Камешек-заборчик». И.п. -  руки ребенка лежат на столе ладонями вниз на краю стола. Задание: одну руку сжать в кулак (камешек) положить на стол, сжатыми пальцами вниз, другая ставится раскрытой ладонью ребром к столу (заборчик), затем приподняли руки, опустили и поменяли положение кистей. Смена рук происходит одновременно. Упражнение отрабатывается до автоматизма.

При усложнении задания, можно предложить ребенку закрыть глаза и проводить упражнение с закрытыми глазами.

  1. Упражнение «Колечки». Упражнение заключается в смене позы  пальцев рук. Все пальца попеременно сжимаются в кольцо, как бы здороваясь с большим пальцем: большой-указательный, большой-средний, большой-безымянный, большой-мизинец. Затем можно в обратном порядке от мизинца.  Сначала упражнение  выполняется одной ведущей рукой, затем другой, затем одновременно двумя руками. Усложнение упражнения – когда одна рука двигается от указательного пальца, а другая в обратном порядке – от мизинца.
  2. Упражнение «Животик-голова» - Одной рукой гладим по кругу живот, другой одновременно похлопываем по голове. Затем меняем руки.
  3. Упражнение «Пианино» - на закрепление ориентировки в пальцах правой и левой руки. И.п. Обе ладони с растопыренными пальцами лежат на столе. Педагог называет, каким пальцем «играть» (ладонь по прежнему прижата к столу , а названный палец отрываем от стола и опускаем на стол).Например: мизинец на левой руке, указательный на правой и т.д.. Усложнение упражнения, когда называются  по два пальца, на левой и правой руке, которые нужно поднять и опустить после команды одновременно или сначала тот, а затем дроугой палец (тренируется слухоречевая память).  
  4. Упражнение «Брёвнышко-скамейка». И.п. Правая рука согнута в локте, вертикально вверх и  кисть зажата в кулачок (брёвнышко), левая рука  (скамейка)  горизонтально,  левой ладонью приставлена к середине поднятой вертикально вверх правой руки. На счет два смена рук одновременно. Усложнение упражнения – выполнение смены рук через хлопок. Упражнение отрабатывается до автоматизма.
  5. Упражнение «Капитан - хорошо» -  И.п. правая рука «козырьком» (прямая ладонь со сжатыми пальцами) ко лбу (капитан смотрит вдаль), левая вытянута вперёд «во!» (хорошо). Одновременно меняем руки местами. Усложнение упражнения – выполнение смены рук через хлопок. Упражнение отрабатывается до автоматизма.
  6. Упражнение «Колодец». И.п. правая рука повернута ладонью вверх и вытянуты вперёд и сжаты между собой  указательный и средний пальцы. Другие прижаты к ладони большим пальцем. Накрываем пальцы правой руки (брёвнышки колодца) указательным пальцем левой руки ногтём вверх.  Смена рук происходит одновременно. Упражнение отрабатывается до автоматизма.

2 вариант упражнения: вытянутые пальцы правой руки безымянный и мизинец (остальные  прижаты в кулак большим пальцем) накрываются мизинцем левой руки.

  1. Упражнение «Пистолетики». И.п. большой палец держит безымянный и мизинец, а указательный и средний палец ведущей руки выставлены вперед, как пистолет; одновременно другая рука: большой палец держит указательный и средний пальцы, а мизинец и безымянный выставлены вперед, как дуло пистолета. Меняем положение пальцев. Смена рук происходит одновременно. Упражнение отрабатывается до автоматизма.
  2. Упражнение «Сверху рожки – снизу ножки» - Правая рука согнута в локте вертикально вверх  изображает  рога козы (указательный и мизинец вверх, остальные к ладони), левая согнута  в локте вертикально вниз, поза пальцев «ножки или зайка» (указательный и средний выдвинут из кулачка). Меняем положение пальцев на руках и положение рук в локте (внизу с «ножками», вверху с «рожками»). Упражнение отрабатывается до автоматизма.
  3. Упражнение «Виктория – окей». И. п. сложенные пальцы рук так, чтобы они показывали знак «мир», затем, одновременно, слаживаем пальцы рук знак «окей». После того, как упражнение доведено до автоматизма упражнение делается так: ведущая рука делает знак  «мир», а другая рука знак «ок» одновременно. Теперь тоже самое с другой рукой. Теперь тоже самое с другой рукой. Смена рук происходит одновременно. Упражнение отрабатывается до автоматизма
  4. Упражнение «Фига – Во!». И. п. левая рука складывается в фигу, правая показывает знак  «Во!». Теперь тоже самое с другой рукой. Смена рук происходит одновременно. Упражнение отрабатывается до автоматизма.
  5. Упражнение «Пальчики».  И.п. большой палец левой руки приставлен к подушечке мизинца, большой палец правой руки приставлен к подушечке указательного пальца, начинаем счет от 1 до 5 по порядку при этом большим пальцем нужно коснуться подушечки других пальцев. Меняем руки. Упражнение отрабатывается до автоматизма
  6. Упражнение «Музыкальные пальчики».  И.п. указательный палец ведущей руки постукивает по краю стола, указательный палец другой  руки начинает скользить по поверхности стола вперед – назад. Руки меняются. Упражнение отрабатывается до автоматизма.
  7. Упражнение «Лезгинка» (другие названия Уголок, Асса).  И. п . правая кисть сжата в кулак, рука согнута в локте, кулак смотрит на правое плечо, большой палец оттопырен в сторону. Левая рука согнута в локте, кисть прямая подведена к основанию согнутых  пальцев правой руки. Руки образуют прямой угол. Теперь тоже самое с другой рукой. Смена рук происходит одновременно. Упражнение отрабатывается до автоматизма.
  8. Упражнение «Носик - ушко». И.п. левая рука касается кончика носа, правая касается левого уха.  Теперь тоже самое с другой рукой.  Смена рук происходит одновременно. Упражнение отрабатывается до автоматизма.
  9. Упражнение «Нос – ухо - хлопок». Делается, как предыдущее упражнение, но смена движений рук  через хлопок. И.п. левая рука касается кончика носа, правая касается левого уха.  Далее холопок. Теперь тоже самое с другой рукой.  Смена рук происходит одновременно. Упражнение отрабатывается до автоматизма.
  10.  Упражнение «Чайничек».  И.п. на фразу «Чайничек» руки согнуты в локтях, стоят кистями вверх, параллельно друг другу. Фраза  «с крышечкой» и.п.руки согнуты в локтях, параллельно  другу. Левая рука вверху, локоть и кисть на уровне плеч,  правая рука внизу на уровне диафрагмы. Фраза   «крышечка с шишечкой»  и.п. левая рука остается на месте, кисть руки сжимается в кулак. Фраза «шишечка с дырочкой» и.п. на левой руке кулак разжимается, соединяются пальцы большой и указательный. Фраза  из дырочки дым» и.п. указательный палец левой руки  выпрямляется, рисуется спираль в воздухе, рука движется вверх. Фраза «дым возвращается в дырочку» и.п. левая рука движется вниз в и.п. «шишечка с дырочкой»;  фраза   «крышечка с шишечкой» кисть левой руки сжимается в кулак;  фраза «крышечка»  и.п. фразы «Чайничек».
  11.  Упражнение «Рисуем телом».  И.п. стоя, руки вдоль тела, ноги на ширине плеч спина прямая; фраза «Рисуем левой рукой круг»,  рука согнута в локте и кистью руки в воздухе рисуем круг. Фраза  « А теперь другой рукой рисуем квадрат»,  кистью правой руки в воздухе рисуем квадрат. Обе руки действуют одновременно. Фраза  «Ногой рисуем треугольник»,  как правило, тут ногу выбирает сам ребенок, чаще всего это ведущая нога. Все движения происходят одновременно. Как вариант – возможно, менять руки, ногу, геометрические фигуры.