«Наставничество как способ адаптации молодых специалистов в образовательной организации»

Петракова  Оксана  Александровна

Петракова Оксана   Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение

 «Тюкалинский детский сад№4»

«Наставничество как способ адаптации молодых

специалистов в образовательной организации»

Цель Года педагога и наставника, который объявил Президент в 2023 году,-повысил статус педагогов, в том числе тех, кто ведет наставническую деятельность (Указ от 27.06.2022№401) Минпросвящения ставят задачу –возродить институт наставничества, чтобы у каждого молодого педагога был свой наставник.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ в статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» отмечено, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; систематически повышать свой профессиональный уровень.

Сегодня в педагогической практике существуют различные виды и формы наставничества, реализуемые на основе Методологии (целевой модели) наставничества для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (далее – целевая модель наставничества), утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145.

Наставничество в ДОУ — это методика взаимодействия с молодыми специалистами, которая предполагает индивидуальную работу с педагогическими работниками, не имеющим профильного трудового стажа. Педагог-наставник в процессе обучения новичка: снабжает молодого воспитателя учебно-методическими пособиями, дает важную для работы информацию; помогает ему наладить отношения в педагогическом коллективе, построить эффективные взаимоотношения с родительской общественностью; способствует построению индивидуальной программы развития своего подопечного; отслеживает процесс усвоения знаний, мониторинг динамику обучающегося; мотивирует педагога на работу и саморазвитие. 

 

В современных условиях система наставничества в ДОУ является эффективной формой становления и развития профессиональной компетентности молодых педагогов. Поскольку наставничество является процессом двусторонним и представляет собой партнерские взаимоотношения, то основным условием его эффективности является мотивационная готовность наставника передать свои знания, умения и опыт молодому специалисту.

Развитие различных способов наставничества как педагогического явления сегодня объективно необходимо в отечественном образовании, востребовано молодыми и состоявшимися педагогами. Современный воспитатель заинтересован в освоении новых форматов педагогического наставничества, перспективных и потенциально ресурсных для профессионального развития, персонифицированного повышения квалификации в совместной образовательной деятельности, формирования своего имиджа на муниципальном уровне. В результате педагог приобретает уверенность в правильном выборе профессии. В результате молодые и начинающие педагогические работники проходят аттестацию на подтверждение занимаемой педагогической должности в детском саду. В коллективе, где грамотно построена система наставничества как метод обучения педагогических кадров, есть поощрение взаимопомощи, творческих начинаний, начинающий педагог быстро и безболезненно адаптируется к новым условиям работы.

Целью программы наставничества является оказать профессиональную поддержку начинающим педагогам на этапе освоения новых функциональных обязанностей, минимизировать их психологические трудности и создать условия для максимального включения в образовательный процесс ДОО.

Основные задачи:

  1. обеспечить управленческие, методические, информационные и другие условия для адаптации и эффективного включения в образовательный процесс следующих категорий педагогов: молодых специалистов; педагогов со стажем, которые только пришли на работу в наш детский сад; педагоги которые вступают в новую должность;
  2. ознакомить их с приоритетными направлениями и специальной работы МБДОУ «Тюкалинский детский сад №4», педтехнологиями и методами, которые реализуются в нашем ДОО; особенностями контингента воспитанников;
  3. совершенствовать знания методики и педагогики на примере работы опытных педагогов ДОО;
  4. учить использовать ИКТ в образовательной работе с детьми и взаимодействие с родителями;
  5. учить использовать профессиональные сайты для самообразования и передачи педагогического опыта.

Применяемые формы наставничества и технологии: Технологии: фасилитация – командное наставничество; Модерация - командное наставничество; супервизии – индивидуальное, личное наставничество; коучинг - командное и индивидуальное наставничество; тьюторство – индивидуальное, личное наставничество. Форма: «команда-команда».

Формы работы определяются потребностями начинающих педагогов, сложившимися стилями взаимоотношений и характером решаемых педагогических задач.

  Групповые (коллективные) формы наставничества могут реализовываться в виде:

  • групповых консультаций, которые проводятся для освоения особенностей воспитательно-образовательного процесса, освещения конкретной профессионально значимой проблемы для тех начинающих педагогов, которые имеют одинаковые затруднения в профессиональной деятельности;
  • групповых дискуссий — для коллективного анализа и оценки конкретных педагогических ситуаций, пережитых начинающими воспитателями, с целью совместной выработки оптимального подхода к их решению в опоре на единое понимание их психологического и педагогического смысла;
  • у одного подопечного может быть сразу несколько наставников, реализующих групповое курирование молодого специалиста (сегодня существует немало разработок, благодаря которым молодые воспитатели могут находить ответы на интересующие их вопросы у нескольких кураторов, в том числе, на личных сайтах наставников, посредством дистанционного обучения);
  • «Клуба молодого воспитателя», где собраны актуальные методические материалы, оказывается практическая помощь по вопросам воспитания и образования, проводятся практические занятия, взаимопосещения занятий;
  • конкурсов педагогического мастерства, в которых начинающие педагоги могут не только проявить свой творческий и профессиональный потенциал, но также получить заряд положительных эмоций, увидеть, как работают коллеги, чтобы осознать недочеты в своей работе и осуществить самоанализ;
  • коллективный обзор учебно-методической и педагогической литературы;
  • игровые и проектные формы деятельности;
  • обучающих семинаров и семинаров-практикумов, в которых акцент делается на практические знаний, а потому проводятся они старшими воспитателями по важным для молодых специалистов темам, а также аспектам, включенным в годовой план работы;
  • мастер-классов — мероприятий по передаче практического педагогического опыта, апробированных инноваций, авторских наработок от опытных воспитателей новичкам. В ходе мастер-класса обсуждаются интересующие подопечных вопросы, технологии и методики преподавания и обучения, обсуждаются нюансы коммуникации с коллегами и родителями.

Наставничество предполагает передачу опыта педагога-наставника обучающемуся педагогу с акцентом на формирование практических умений и навыков, успешной адаптации в коллективе.  Ключевые задачи наставничества в детском саду — развитие у начинающего педагога способности самостоятельно выполнять задачи согласно занимаемой им должности, демонстрировать интерес к профессиональной деятельности и самосовершенствованию. Следовательно, если молодой специалист поставленные перед ним задачи выполняет в полном объеме, своевременно и качественно, это говорит о том, что его наставник справился со своей задачей. В результате в ДОУ должна быть сформирована эффективная система взаимодействия наставников и молодых специалистов, которая является базой для систематического самообразования начинающих педагогов, самоанализа профессиональной деятельности, внедрения передовых форм и методов работы. В нашем МБДОУ «Тюкалинском д/с №4» создан  уголок «2023 Год педагога и наставника» в нем отражен приказ, положение, план работы с молодыми педагогами, алгоритм « Как описать  свой опыт инновационной деятельности», « Планирование работы стажиста педагога с молодым специалистом» Наши молодые специалисты работают в паре, у нас их 5. Наставничество  в детском саду это универсальная  технология ,с помощью которой  наставник передает наставляемому опыт занятий ,формирует  у него ,компетенции, метакомпетенции и ценности через неформальное общение на основе доверия и партнерства.

Литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва [Электронный ресурс]: // https://pravobraz.ru

2.Адаптация персонала в образовательном учреждении. URL: http://www.menobr.ru/materials/370/4712/#q1

3.Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. – СПб: Детство-Пресс, 2

4.Еремина Т. Как организовать наставничество в детском саду. Положение и карта оценки// Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2019. – № 9. – С. 40–50.

5.Наставничество в ДОУ / портал информационной поддержки специалистов дошкольных организаций Ресурсы образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. resobr.ru/article/39808-organizatsiyaraboty-s-molodymi-pedagogami-vdou?ustp=W&ustp=W.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo_kak_sposob_adaptatsii_molodyh_pedagogov.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Петракова Оксана   Александровна

Муниципальное бюджетное дошкольное

 образовательное учреждение

 «Тюкалинский детский сад№4»

«Наставничество как способ адаптации молодых

специалистов в образовательной организации»

Цель Года педагога и наставника, который объявил Президент в 2023 году,-повысил статус педагогов, в том числе тех, кто ведет наставническую деятельность (Указ от 27.06.2022№401) Минпросвящения ставят задачу –возродить институт наставничества, чтобы у каждого молодого педагога был свой наставник. 

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ в статье 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» отмечено, что педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания; систематически повышать свой профессиональный уровень.

Сегодня в педагогической практике существуют различные виды и формы наставничества, реализуемые на основе Методологии (целевой модели) наставничества для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (далее – целевая модель наставничества), утвержденной распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145.

Наставничество в ДОУ — это методика взаимодействия с молодыми специалистами, которая предполагает индивидуальную работу с педагогическими работниками, не имеющим профильного трудового стажа. Педагог-наставник в процессе обучения новичка: снабжает молодого воспитателя учебно-методическими пособиями, дает важную для работы информацию; помогает ему наладить отношения в педагогическом коллективе, построить эффективные взаимоотношения с родительской общественностью; способствует построению индивидуальной программы развития своего подопечного; отслеживает процесс усвоения знаний, мониторинг динамику обучающегося; мотивирует педагога на работу и саморазвитие. 

В современных условиях система наставничества в ДОУ является эффективной формой становления и развития профессиональной компетентности молодых педагогов. Поскольку наставничество является процессом двусторонним и представляет собой партнерские взаимоотношения, то основным условием его эффективности является мотивационная готовность наставника передать свои знания, умения и опыт молодому специалисту.

Развитие различных способов наставничества как педагогического явления сегодня объективно необходимо в отечественном образовании, востребовано молодыми и состоявшимися педагогами. Современный воспитатель заинтересован в освоении новых форматов педагогического наставничества, перспективных и потенциально ресурсных для профессионального развития, персонифицированного повышения квалификации в совместной образовательной деятельности, формирования своего имиджа на муниципальном уровне. В результате педагог приобретает уверенность в правильном выборе профессии. В результате молодые и начинающие педагогические работники проходят аттестацию на подтверждение занимаемой педагогической должности в детском саду. В коллективе, где грамотно построена система наставничества как метод обучения педагогических кадров, есть поощрение взаимопомощи, творческих начинаний, начинающий педагог быстро и безболезненно адаптируется к новым условиям работы.

Целью программы наставничества является оказать профессиональную поддержку начинающим педагогам на этапе освоения новых функциональных обязанностей, минимизировать их психологические трудности и создать условия для максимального включения в образовательный процесс ДОО.

Основные задачи:

  • обеспечить управленческие, методические, информационные и другие условия для адаптации и эффективного включения в образовательный процесс следующих категорий педагогов: молодых специалистов; педагогов со стажем, которые только пришли на работу в наш детский сад; педагоги которые вступают в новую должность;
  • ознакомить их с приоритетными направлениями и специальной работы МБДОУ «Тюкалинский детский сад №4», педтехнологиями и методами, которые реализуются в нашем ДОО; особенностями контингента воспитанников;
  • совершенствовать знания методики и педагогики на примере работы опытных педагогов ДОО;
  • учить использовать ИКТ в образовательной работе с детьми и взаимодействие с родителями;
  • учить использовать профессиональные сайты для самообразования и передачи педагогического опыта.

Применяемые формы наставничества и технологии: Технологии: фасилитация – командное наставничество; Модерация - командное наставничество; супервизии – индивидуальное, личное наставничество; коучинг - командное и индивидуальное наставничество; тьюторство – индивидуальное, личное наставничество. Форма: «команда-команда». 

Формы работы определяются потребностями начинающих педагогов, сложившимися стилями взаимоотношений и характером решаемых педагогических задач.

  Групповые (коллективные) формы наставничества могут реализовываться в виде: 

  • групповых консультаций, которые проводятся для освоения особенностей воспитательно-образовательного процесса, освещения конкретной профессионально значимой проблемы для тех начинающих педагогов, которые имеют одинаковые затруднения в профессиональной деятельности;
  • групповых дискуссий — для коллективного анализа и оценки конкретных педагогических ситуаций, пережитых начинающими воспитателями, с целью совместной выработки оптимального подхода к их решению в опоре на единое понимание их психологического и педагогического смысла;
  • у одного подопечного может быть сразу несколько наставников, реализующих групповое курирование молодого специалиста (сегодня существует немало разработок, благодаря которым молодые воспитатели могут находить ответы на интересующие их вопросы у нескольких кураторов, в том числе, на личных сайтах наставников, посредством дистанционного обучения);
  • «Клуба молодого воспитателя», где собраны актуальные методические материалы, оказывается практическая помощь по вопросам воспитания и образования, проводятся практические занятия, взаимопосещения занятий;
  • конкурсов педагогического мастерства, в которых начинающие педагоги могут не только проявить свой творческий и профессиональный потенциал, но также получить заряд положительных эмоций, увидеть, как работают коллеги, чтобы осознать недочеты в своей работе и осуществить самоанализ;
  • коллективный обзор учебно-методической и педагогической литературы;
  • игровые и проектные формы деятельности;
  • обучающих семинаров и семинаров-практикумов, в которых акцент делается на практические знаний, а потому проводятся они старшими воспитателями по важным для молодых специалистов темам, а также аспектам, включенным в годовой план работы;
  • мастер-классов — мероприятий по передаче практического педагогического опыта, апробированных инноваций, авторских наработок от опытных воспитателей новичкам. В ходе мастер-класса обсуждаются интересующие подопечных вопросы, технологии и методики преподавания и обучения, обсуждаются нюансы коммуникации с коллегами и родителями.

Наставничество предполагает передачу опыта педагога-наставника обучающемуся педагогу с акцентом на формирование практических умений и навыков, успешной адаптации в коллективе.  Ключевые задачи наставничества в детском саду — развитие у начинающего педагога способности самостоятельно выполнять задачи согласно занимаемой им должности, демонстрировать интерес к профессиональной деятельности и самосовершенствованию. Следовательно, если молодой специалист поставленные перед ним задачи выполняет в полном объеме, своевременно и качественно, это говорит о том, что его наставник справился со своей задачей. В результате в ДОУ должна быть сформирована эффективная система взаимодействия наставников и молодых специалистов, которая является базой для систематического самообразования начинающих педагогов, самоанализа профессиональной деятельности, внедрения передовых форм и методов работы. В нашем МБДОУ «Тюкалинском д/с №4» создан  уголок «2023 Год педагога и наставника» в нем отражен приказ, положение, план работы с молодыми педагогами, алгоритм « Как описать  свой опыт инновационной деятельности», « Планирование работы стажиста педагога с молодым специалистом» Наши молодые специалисты работают в паре, у нас их 5. Наставничество  в детском саду это универсальная  технология ,с помощью которой  наставник передает наставляемому опыт занятий ,формирует  у него ,компетенции, метакомпетенции и ценности через неформальное общение на основе доверия и партнерства.

Литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва [Электронный ресурс]: // https://pravobraz.ru

2.Адаптация персонала в образовательном учреждении. URL: http://www.menobr.ru/materials/370/4712/#q1

3.Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. – СПб: Детство-Пресс, 2

4.Еремина Т. Как организовать наставничество в детском саду. Положение и карта оценки// Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2019. – № 9. – С. 40–50.

5.Наставничество в ДОУ / портал информационной поддержки специалистов дошкольных организаций Ресурсы образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. resobr.ru/article/39808-organizatsiyaraboty-s-molodymi-pedagogami-vdou?ustp=W&ustp=W.