Открытое занятие по финансовой грамотности

Конспект занятия по финансовой грамотности детей, который познакомит с историей возникновения денег и правилами бережливого обращения с ними. А также познакомит с понятием "бартер".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей, который познакомит их с историей возникновения денег и бережного обращения с ними. А также поможет выработать правила бережного обращения с вещами. Конспект подходит и для открытого занятия.

1. Программное содержание

Цель: создание условий для формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Образовательные:

  • познакомить детей с финансово-экономическим понятием «бартер», раскрыть его сущность;
  • учить детей отличать выгодный бартер от невыгодного;
  • учить бережно относиться ко всем видам собственности, материальным ресурсам.

2. Развивающие:

  • развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
  • развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.

3. Воспитательные:

  • способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию;
  • воспитывать уважение к труду и его результатам, честность;

2. Словарная работа: бартер, обмен, экономный, рубль, чеканка денег, равноценный и неравноценный обмен, товар.

3. Демонстрационный материал: надпись «бартер», сундучок, предметы – горшочек, скалочка, дудочка, схема «чеканка денег».

4. Раздаточный материал: соленое тесто, печати, треугольники, листы, карандаши простые, фломастеры, бумажные кругляшки, листовки.

5. Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию: подбор литературы,

6. Предварительная работа с детьми

чтение сказок: В. Катаева «Дудочка и кувшин», «Горшочек каши» Братьев Гримм, РНС «Лисичка со скалочкой», заучивание пословиц, НОД «Деньги». 

7. Методы и приемы, используемые на занятии: словесный, игровой, практический, частично – поисковой, наглядный.

8. Организация детей на занятии

Дети вместе с воспитателем организуются в групповой комнате, на стульчиках; после проходят к импровизированной сценке; далее переходят за столы с соленым тестом, затем переходят к другим столам с бумагой и шаблонами треугольников, переходят к столам с брошюрами и фломастерами.

9. Ход занятия

Организационный момент. 

Воспитатель:  давным-давно, когда человек жил в пещере, денег у  него не было. Но он в них и не нуждался, а всё, что ему надо было, давала природа.  Кто-то хорошо рыбачил, а у кого-то отлично получалось  лепить горшки, другой научился шить одежду. И люди тогда поняли, что можно обмениваться  продуктами своего труда.  Ты мне рыбу, а я тебе – пшено. Ты мне горшок, а я тебе теплую шкуру.

А вы знаете, что слово обмен можно назвать по – другому – бартер. (слово вывешиваю на доске). Т.е. бартер – это обмен одних товаров на другие.

Ребята, посмотрите, какой чудесный сундучок у меня есть. Но он не простой, он – хранитель сказок. Хотите посмотреть, что там внутри?

Я открываю сундучок и что это? (Горшочек) как вы думаете, горшочек из какой сказки? («Горшочек каши» Братьев Гримм).  О каком обмене рассказывается в этой сказке?

Дети: Старушка обменяла ягоды на горшочек.

Воспитатель: Как по-другому можно назвать их обмен?

Дети: Бартер.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какой ещё сказочный предмет хранит волшебный сундучок? Что это, ребята? (дудочка). Из какой она сказки? («Дудочка и кувшин» В.Катаева). Какой обмен совершили герои в этой сказке?

Воспитатель: А вот и еще один предмет из сказки. Кому принадлежит этот предмет? (Скалочка принадлежит лисичке, из сказки «Лисичка со скалочкой»). Что делала лисичка в сказке? (она совершала обмен). Как по –другому можно сказать?

Дети: Она совершала бартер.

Воспитатель: Лисичка несколько раз совершала обмен, а был ли этот обмен выгоден всем? (ответы). Ребята, как вы думаете, а в этой сказке был ли бартер равноценным?

Физминутка

Вы, наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Продаются в магазине

Йогурт, молоко, кефир,

Ряженка, сметана, сыр.

Чай, конфеты, шоколад

Яблоки и виноград.

Детский мячик в магазине

Продают в большой корзине.

Нужно важное купить,

Чтобы экономным быть!

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам закрепить в игре, что же такое бартер.

Сценка. 

(Дети переходят в импровизированную сценку).

Дело было вечером, делать было нечего.

Коля пел, Борис молчал,

Николай ногой качал.

Тут сказал ребятам

 Коля просто так:

«А у меня в кармане гвоздь. А у вас?»

«А у меня в кармане брошь . А у вас?»

«А у меня есть шоколад это раз, есть ещё и мармелад, это два.»

С лесенки ответил Вова:

«Шоколадка? Что ж такого. У меня есть чупа-чупс!»

И сказала Настя робко:

«Чупа-чупс хочу давно.

Обменять его готова я на это домино».

«А для меня сегодня папа куклу новую купил.

Поменять её готова, поиграв совсем чуть-чуть».

«Дома есть и телефон, и планшет, магнитофон.

Только с вами я меняться, я пока не буду».

И пошел у них обмен

Поменяла Маша куклу на любимый мармелад,

брошь на гвоздь, и

даже Нина обменяла домино.

Воспитатель: Скажите, что делали в этой сценке дети?

Дети: Обменивались.

Воспитатель: Что совершили дети? Как можно назвать их обмен по-другому? Был ли бартер выгоден для всех его участников?

Да, бывают такие ситуации, что бартер не всегда выгоден, поэтому и придумали деньги. А как называются наши деньги? (рубли). А почему их так называют? (Потому что их раньше рубили).

Дети: Раньше, деньги были в форме длинного прута, который рубили, чтоб расплатится. А потом деньги стали чеканить.

 Воспитатель: Я предлагаю вам окунуться в прошлое и самим попробовать чеканить деньги так, как это делали раньше.

(Дети проходят за столы).

Воспитатель:  монеты чеканят из металла. Представим, что пластилин – это металл. Металл плавили (разминаем пластилин)  и вытягивали его в длинный металлический стержень (скатываем в колбаску). Затем этот стержень рубили (режем стекой) и производили чеканку монет (печатают деньги). Вот мы и окунулись в прошлое. Вам понравилось? Теперь вы знаете, как чеканили монеты раньше.  

Воспитатель: Скажите, какие пословицы о деньгах вы знаете?

Ответы детей: ДЕНЬГИ ЛЮБЯТ СЧЕТ, КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ.

Воспитатель: скажите, что они обозначают? (Что надо экономно обращаться с деньгами).

Научиться грамотно, экономно распоряжаться  деньгами и тем, что у вас есть  нелегко. Чтоб в этом убедиться, я предлагаю вам провести эксперимент. Для этого давайте подойдем к столам.

ЭКСПЕРИМЕНТ.

Воспитатель: Посмотрите, у вас на столах лист бумаги и шаблоны треугольников. Нарисуйте как можно больше треугольников, посчитайте их и запишите число получившихся треугольников.

Воспитатель: Посчитайте, сколько треугольников вы нарисовали? Посмотрите, сколько я нарисовала треугольников. Кто экономнее использовал бумагу?

Воспитатель: Какие способы экономии вы знаете? (дети перечисляют).

Я предлагаю вам создать памятку об экономии, чтобы вы сами не забывали, что надо бережно относиться к своим вещам, но и смогли другим рассказать об этих правилах.

У вас на столах буклеты, в которых есть кружки, но они пустые. Вот в них мы и нарисуем правила экономии для других детей, чтоб они тоже знали эти правила.

Скажите, с каким новым словом вы сегодня познакомились? Для того, чтоб вы хорошо запомнили это слово, у меня для вас есть сюрприз, это игра, которая так и называется «Бартер».