Как определить готовность ребенка к школе.

Сингурова Елена Владимировна

Важно понимать, если ребенок умеет читать и писать это не показатель того, что ребенок готов к школе, а вот готовность всему этому научиться и есть важный показатель.  Поэтому чтение и письмо — это конечно очень важно, но слишком узко, по-настоящему все намного шире и ярче. Важно оценивать психологическую и физическую готовность ребенка, а также уровень эмоционального интеллекта и сформированность мыслительных процессов в целом. Все эти показатели вместе и отражают общую картину готов ребенок к школе или нет. Но если ждать от ребенка одинаково хорошо сформированные все выше перечисленные критерии, это значить изобрести суперчеловека- так называемое совершенство, конечно таких детей практически не существует так же как и взрослых. Важно понимать, как нужно оценивать эту самую готовность!

Рассмотрим и два примера:

  1. Ребенок умеет читать и писать, но нет мотивации — это делать, нет желания учиться.
  2. Ребенок не умеет читать и писать, но имеет огромное желание научиться.

Естественно, что в этих двух случаях выигрывает второй пример, так как там есть личная мотивация у ребенка. Однако, легко все это может перечеркнуть один момент ребенок имеет желание, но не имеет возможности. Вот на этом я этот раз и хочу остановиться. А так как я учитель-логопед я коснусь именно своей области, а именно речевого развития.

Мы можем и должны развивать желание у ребенка учиться узнавать новое и развиваться, но не мало важно обращать на следующие критерии:

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребёнок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
  2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать фонемы (звуки) родного языка.
  3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трёх звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный – согласный типа оп; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т. д. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твёрдый, мягкий.
  4. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
  5. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
  6. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, умение работать с предложением, правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам.
  7. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ – описание.
    Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико – грамматическом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы..
  8. Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье.

Важно понимать, что ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6 – 7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми или наоборот раздражительными и агрессивными.

В наш век развития компьютерных технологий, коррекционные педагоги сплошь и рядом сталкиваются с недоразвитием речи у детей. Гаджеты в повседневной жизни людей накладывают огромный отрицательный отпечаток на развитии ребенка, особенно на речевом. Раньше дети с подобным речевым развитием встречались только в неблагополучных семьях и именовались как «педагогически запущенные», а сейчас подобные речевые сложности возникают у детей в абсолютно благополучных семьях.  В связи с этим Важно сказать, что решить эту проблему можно только объединившись. Недостаточно ребенку общаться со взрослыми и детьми в детском саду важно, что бы подобное общение происходило активно и вне стен детского сада. А что бы вы могли это сделать со знанием дела, для этого некоторые  рекомендации и игры которые помогут вам это сделать качественно.

Рекомендации для родителей.

Развитие фонематических процессов и коррекция нарушений звукопроизношения.

Упражнения:

- Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.

- Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).

- Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.

- Попросите вспомнить и назвать учебные принадлежности (продукты из магазина, домашних или диких животных и т.д.), в названиях которых «спрятался» звук [С] (или любой другой).

- Произносите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку) когда услышит мягкий согласный звук в начале слова (Например: лента, лапка, моль, мир, мяч, лужа, ремонт, рама , кошка, кедр, санки, сено, и т.д.); в конце слова (моль, укол, якорь, забор, огонь, вагон и т.д.); в середине слова (малина, коляска, корабль, вареный, косилка, косынка).

- Предложите ребенку самостоятельно придумать слова, начинающиеся: на мягкие и твердые согласные звуки; звонкие и глухие согласные.

К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза, которые являются важной операцией при последующем обучении ребенка.

Развитию навыков языкового анализа и синтеза помогут следующие задания, выполнение которых не требует специальных условий и могут происходить, например, на прогулке:

  1. Сосчитай, сколько слов в предложениях: «Мама моет посуду.», «Петя пьет вкусный сок.», «Папа едет на работу.». Назови первое и последнее слово в предложении.
  2. Самостоятельно придумай предложение, в котором будет два, три слова и т.д.
  3. Придумай предложение с маленьким словом «на» (так можно придумывать с любым предлогом), например: «Ваза стоит на столе.»
  4. Придумай предложение с первым словом "веселый" (или любым другим), постепенно добавляя слова связанные между собой по смыслу. Например: «Веселый…», «Веселый кот…», «Веселый кот прыгнул…», «Веселый кот прыгнул на …», «Веселый кот прыгнул на диван.».
  5. Составь как можно больше слов, используя буквы заданного слова. Например: метрополитен, велосипедист, экскаватор и др. Можно использовать любые длинные слова.
  6. Доскажи слог, чтобы получилось слово. Например: ма-ли-(на), ка-ран-(даш), кар-тош-(ка) и др.
  7. Сосчитай сколько слогов в словах. Пример: слон, дом, кран, пень (слова с одним слогом); каша, лето, сумка, урок, сырок (слова с двумя слогами); малина, картина, цыпленок (слова с тремя слогами).
  8. Назови первый звук в словах. (Произносим слова с первым гласным звуком: утка, аист, указка, апельсин, игла, обруч и т.д.; с первым согласным звуком: кошка, шуба, зонт, лента и т.д.)
  9. Назови последний звук в словах. В 8 и 9 задании родители обращают внимание на то, что ребенок должен произнести именно звук, а не букву.
  10. «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].
  11. «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».
  12. «Рассыпушки». Ребенку предлагается собрать слова из букв, которые «рассыпались», т.е. поменялись местами. Такое задание не обязательно выполнять дома, сидя за столом; интереснее разгадывать слова, написанные во время прогулки палочкой на песке или земле. Можно загадывать слова из 3, 4 и 5-ти букв. Например: а р к (рак), и а л с (лиса), с о т л (стол), о к ш к а (кошка).

Развитие зрительно-пространственных представлений.

Упражнения:

  1. «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево и сделай один шаг и т.д.».
  2. Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д. Такой вид упражнений помогает сформировать умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства.
  3. На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома.», «Автобус едет справа от девочки.», «Цветы растут слева от дерева.» и т.д.
  4. «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму.
  5. Предложите ребенку сложить по образцу какой либо предмет из сборного конструктора или кубиков.
  6. «Найди отличия в картинках». Такие задания можно встретить в детских журналах.
  7. «Чего не хватает?» . На рисунке изображены предметы, у которых художник не нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен определить чего не хватает и дорисовать. Материалы к игре можно найти в специальной литературе и в детских журналах.
  8. «Что изменилось?» Разложите перед ребенком игрушки или картинки, предложите запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами и спросите, что изменилось?

Развитие мелкой моторики.

Виды заданий:

Важным условием полноценного овладения ребенком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга. Можно использовать следующие виды заданий:

  1. «Пальчиковые игры». Такие игры можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Пример игры: «Апельсин»
    Начиная с мизинца загибать попеременно все пальцы:
    Мы делили апельсин.
    Много нас, а он один.
    Это долька для кота,
    Это долька для ежа,
    Это долька для улитки,
    Это долька для чижа,
    Ну, а волку – кожура.
  1. Штриховка орнаментов, геометрических фигур, различных картинок.
  2. Раскрашивание изображений и рисование.
  3. Собирание мелкого конструктора и мозаики.
  4. Выполнение аппликаций из бумаги и природного материала.
  5. Вырезание из бумаги геометрических фигур или фигурок животных.
  6. Лепка из пластилина и глины.
  7. Завязывание шнурков и застегивание мелких деталей одежды.
  8. Выкладывание фигур из спичек, бисера, крупы. Этот вид задания можно выполнять на улице, выкладывая фигуры из камешков, веточек или листиков.
  9. Вышивание.

 

- Родителям важно знать, что нарушения и недостатки устной речи могут повлиять на формирование письменной речи, затруднять процесс обучения чтению и письму у ребенка и проявляться в специфических ошибках. Следовательно, необходима ранняя своевременной коррекция устной речи, профилактическая работа в первом классе.