РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Долгополова Елена Васильевна

Е.В. Долгополова,

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №34 «Сказка»

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

В наше время происходит процесс качественного обновления образования. Все больше внимания обращается на развивающий характер образования и личностный подход. В связи с этим в дошкольном образовании преобладает деятельность, направленная на развитие у детей способности логически мыслить, рассуждать, делать простейшие умозаключения, выдвигать гипотезы и искать их подтверждение или опровержение. Одним из таких направлений является формирование познавательных способностей, через развивающие игры.

Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей дошкольников – одна из самых актуальных в теории и практики дошкольного воспитания, поскольку является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.

По утверждению психологов Выготского Л.С., Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать благоприятный период для развития познавательных способностей. И в этом, как я считаю очень хорошее подспорье развивающие игры. Ведь игра – как известно, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Новизна этого подхода состоит в создании системы работы по ФГОС, с использованием занимательных заданий, направленных на развитие логического мышления и познавательных способностей детей. В ходе этой работы, дети учатся самостоятельному поиску решений, выбору вариантов выполнения заданий.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, заметила, что лучше всего познавательные способности детей развиваются в процессе игры, когда они даже сами, не осознавая того, естественным образом впитывают новые знания об окружающем мире. При использовании игр с геометрическим материалом у детей развивается не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки и зрительная память.

Исходя из выше изложенного ставила перед собой следующие задачи на предстоящий год:

  1. Проанализировать литературу по данной проблеме.
  2. Повысить собственный уровень знаний.
  3. Создать условия для развития познавательных способностей посредством развивающих игр.
  4. Составить подборку развивающих игр и изготовить их для активного пользования детьми как в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободное время.
  5. Проанализировать эффективность использования развивающих игр для формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе изучения теоретического материала, отобрала и изготовила игры:

  • «Танграмм»
  • «Колумбово яйцо»
  • «Пифагор»
  • «Пентамино»
  • «Волшебный круг»

Серия этих игр в разной вариации сложности (1, 2, 3 уровни), помогает развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать и создавать целое изображение из отдельных частей. Дети учатся работать по схемам, а позднее даже создавать схемы самостоятельно, без помощи взрослого.

Также легко и просто с помощью «Палочек Кюизенера» дети усвоили состав числа из двух меньших, что обычно вызывало у них сложности.

Очень понравились детям логические «Блоки Дьенеша». В этой игре они учились умению выявлять в объектах разнообразные свойства, удерживать в памяти одновременно 2 или 3, а позднее даже 4 свойства (цвет, форма, величина, толщина) объекта; обобщать объекты по одному или нескольким признакам.

На более поздних этапах к «Блокам Дьенеша» мы добавили круги Эйлера. И получилась игра в игре. Дети с удовольствием искали решение поставленных перед ними задач, анализировали, выдвигали свои предположения и обосновывали их.

Проанализировав работу за год, отметила следующие наблюдения:

  1. Дети с удовольствием используют развивающие игры в самостоятельной игровой деятельности.
  2. Применяют усвоенные в игре знания и способы действия для решения новых проблем.
  3. Умеют планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
  4. Проявляют инициативу, любознательность, сообразительность.
  5. Умеют слушать взрослого и выполняют его инструкции.

В завершении своего выступления, хочу обратить ваше внимание на мысль, которую я встретила на просторах интернета, с которой я, да думаю и вы, согласитесь. «Чтобы вырастить интеллектуально развитую успешную личность, педагог должен превратится из субъекта, который передает знания, в профессионала, который научит ребенка, как получить знания, поможет развить у ребенка познавательный интерес, потребность в учении, мотивацию к обучению». Можно конечно накормить ребенка, но лучше дать ему инструмент и научить добывать пищу самостоятельно, тогда он не будет ждать, что ему все разжуют и в рот положат, а сам будет добывать себе пропитание.

Список литературы

1. Аксенова, Т. А. Развитие дошкольника в познавательско- исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО / Т. А.

Аксенова // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 1-6.

3. Архипова, А.А. К вопросу о развитии у детей познавательной активности / А. А. Архипова // Научная статья. - 2015. - №3-4. - С. 11-14.

4. Микерина, А.С. Методика познавательного развития детей

дошкольного возраста / А. С. Микерина// Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - № 4-1. - С. 32-38.

5. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ds14-ukhta.ru.

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об

утверждении федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования» [Электронный ресурс].- Режим доступа:

http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

7. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших

дошкольников /сост. З.А. Михайлова, Т. И. Бабаева.- Санкт-Петербург:

«ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2012.- 160 с.

8. Хмелькова, Е.В. К проблеме познавательно-исследовательской

деятельности дошкольников / Е. В. Хмелькова// Научная статья. -2016. - №2(22). - С. 39-42.

9. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи

лет / Д.Б. Эльконин. - Москва: Просвещение, 2000. - 182с.