Викторина по русским народным сказкам

Сидорова Людмила Николаевна

Сказки учат многим полезным вещам - доброте, смелости, честным и справедливым поступкам.
Я уделяю большое значение этому жанру литературы и хочу поделиться с вами очень интересной Викториной по русским народным сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki_2022.docx41 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста

Воспитатель – Сидорова Л.Н.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «По щучьему веленью, «Лягушка-царевна», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Колобок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три медведя», «Кот, петух и лиса».

Рассматривание иллюстраций, обучение составлению описательных загадок, изготовление эмблем с названиями команд.

Цели:

-формировать у детей умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не – перебивая, воспитывать такие качества как умение играть в команде, дружелюбие, честность в игре, справедливость;

-развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение загадывать и отгадывать загадки.

-приобщать детей к народной культуре - знанию сказок.

-вспомнить прочитанные сказки.

-развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную речь, развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат, память.

-расширить знания детей о сказках;

-создать условия для пропаганды здорового образа жизни;

-способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;

-воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.

Оборудование: выставка книг со сказками, иллюстрации русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, два веника, грамоты, кочки, д/и «Собери картинку из сказки».

Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке.

Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)

И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.

Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

Сказки - древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

А почему сказки называют народными? (Ответ детей)

Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а скоро вы пойдёте в школу и сами научитесь их читать. Читая сказки, вы проникните в чудесный, загадочный, таинственный мир.

В сказках совершаются самые невероятные чудеса.

И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок. Я помогу вам, вспомнить ваши любимые сказки, встретиться с любимыми героями и даже стать героями одной из сказок. Я помогу вам в этом путешествии быть весёлыми, любознательными и остроумными.

Я знаю, что вы, ребята, очень дружные и смелые. Во время викторины вы будете помогать, и выручать друг друга. Верно, я говорю? (Ответ детей)

Сейчас вы увидите небольшие картинки из сказок, которые любят многие дети. Думаю, вы их тоже любите и без труда узнаете героев и определите, из какой они сказки.

Итак, друзья, начнем программу,

Затей у нас большой запас.

А для кого они? Для вас.

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

– А почему они волшебные?

– Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший, происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.)

– Сказки бывают народные, а бывают авторские. Называются они так потому, что их придумал народ. Авторские сказки придумал и записал какой-то определенный человек-автор. Например, вы все знаете сказку “ О мертвой царевне и 7 богатырях”, “ О рыбаке и рыбке”. Это сказки А. С. Пушкина. Или “ Мойдодыр” – это сказка К. И. Чуковского.

– А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по русским – народным сказкам между двумя командами.

– Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде. Все ваши ответы будет оценивать жюри и объявлять результат.

– Итак, начнем!

1. Первый раунд называется «Разминка». В этом раунде каждой команде предстоит ответить на вопросы о героях русских народных сказок.

-Какой герой в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)

-Кого в сказках величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)

-Какой герой сказки все время лежал на печи? (Емеля)

-Кому помогали печка, яблонька и речка? (Машеньке)

- Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку ("Репка").

- Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит – стоит избушка. Постучала, не отвечают. Толкнула она дверь, та и открылась. (Маша и медведь)

-Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовёт

И в дороге слёзы льёт. (Федора)

-И зайчонок, и волчица -Все бегут к нему лечиться. (Айболит)

-Над простым моим вопросом

Не потратишь много сил.

Кто мальчишку с длинным носом

Из полена смастерил? (Папа Карло)

У Золушки с ножки свалилась случайно. Была не простою она, а хрустальной (туфелька)

- Кто развалил теремок? (медведь)

- Из чего напился Иванушка из сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"? (из копытца)

- Из какого предмета лиса угощала журавля? (из тарелки)

- Из какого предмета журавль угощал лису? (из кувшина)

- Кто первым повстречался с колобком? (заяц)

- Самая крохотная девочка (Дюймовочка)

-Кого ушедший от бабушки и дедушки Колобок первым встретил на своем пути? (Зайца)

- Что отпустил в прорубь герой из сказки "Лиса и волк" (хвост)

- Какими словами обычно начинаются русские народные сказки (Жили - были)

- О каком сказ.герое говорят: "Маслена головушка, шелкова бородушка". (петух)

- Какое животное носит в сказке имя - Михайло Потапыч (медведь)

- Из чего заяц строил себе избушку в сказке "Заюшкина избушка?" (из дерева)

Физразминка.

Игра "Летает, не летает".

(ковер-самолет, кувшин, клубок, летучий корабль, Змей Горыныч, зеркало, сапоги-скороходы, журавль, кольцо, лиса, воробей, жар-птица, гуси-лебеди, ступа Бабы Яги)

Второй раунд:“Хорошо ли ты знаешь сказки”

Я буду вам показывать иллюстрации, а вы назовите мне сказку.

а) маша и медведь.

б) колобок

в) волк и семеро козлят.

г) заюшкина избушка.

д) курочка ряба

е) Кот, петух и лиса

Давайте немного разомнемся.

Физкультминутка.

Медвежата в чаще жили,

головой своей крутили.

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

Вот так, вот так

И из речки воду пили.

А потом они плясали,

Лапы дружно поднимали.

Вот так, вот так

Лапы дружно поднимали.

Раунд 3 “Телеграмма”

– Ребята, я сегодня шла в сад и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему.

• “Спасите, нас съел серый волк” (козлята)

• “ Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)

• “Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)

• “Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)

• “Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)

• “Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)

• “Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)

• “ Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)

Раунд 4 Эстафета “Полёт Бабы-Яги”

– Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла. В эстафете используется в качестве метлы – веник. Участник садится на веник, обегает вокруг стула и передает веник другому участнику.

Раунд 5 называется «Загадки по сказкам». Участникам игры необходимо назвать, каким персонажам принадлежат слова из сказок.

-Выплыви на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати! (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

• Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

«Кот, петух и лиса»)

• Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

• Вымолвил словечко –

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю и царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю?

(«По щучьему велению»)

Подведение итогов викторины. Награждение участников.

Вот и закончилось наше путешествие в мире Чудес и Волшебства. Благодаря вашим знаниям сказок, вашей дружбе мы смогли пройти этот путь. Но зато теперь вы сможете продолжить его сами, ведь сказочная тропинка бесконечна. Стоит вам открыть сборник русских народных сказок, и в путь!

Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей) А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)

А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей) Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

Прощаясь с вами, хочу сказать, что вы замечательные и очень талантливые ребята. Я вас всех люблю. До свидания. И до новых встреч.

Воспитатель.

В мире много сказок грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

Пусть герои сказок дарят нам тепло

Пусть добро навеки побеждает зло!

Проект «Хлеб – всему голова»

Воспитатель – Сидорова Л.Н.

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: февраль - март.

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Пашут каждую весну,

Поднимают целину,

Сеют, жнут, ночей не спят,

С детства знай, как хлеб растят.

Хлеб ржаной, батоны, булки,

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

(Я. Аким)

Актуальность: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.

Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?

Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета), и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).

Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.

Цель: Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.

Задачи:

расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас;

воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Разработка проекта:

Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

Ожидаемые результаты:

• сформировать у детей представления о ценности хлеба;

• получить знания о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;

• воспитывать интерес к профессиям пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба;

• воспитывать бережное отношения к хлебу.

Методы исследования:

• сбор информации;

• беседы;

• наблюдения;

• экскурсия;

• эксперимент

• анализ.

Интегрируемые области:

• коммуникация;

• чтение художественной литературы;

• художественное творчество (лепка, рисование, аппликация);

• познание;

• социализация.

Коммуникативная:

Беседы:

«Как хлеб на стол пришел»;

«Какой бывает хлеб»;

«Как испечь хлеб дома»;

«Берегите хлеб».

Проговаривание скороговорок о хлебе.

Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.

Петр в печке пек печенье, да перепек всю выпечку.

Хорош пирожок - внутри творожок

Саша любит сушки, Соня - ватрушки

Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.

Чтение художественной литературы о хлебе.

Сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», Н. Самкова «О хлебе»,П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.

Совместный подбор пословиц и поговорок о хлебе:

Будет хлеб, будет и обед

Пот на спине, так и хлеб на столе

Без соли невкусно, а без хлеба несытно

Хлеб - дар божий, отец, кормилец.

Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош

Покуда есть хлеб, да вода - все не беда

Без хлеба всё приестся

Дожили до клюки, что ни хлеба, ни муки

Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь

Без хлеба и мёдом сыт не будешь

Без хлеба и у воды жить худо.

Приметы о хлебе:

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.

Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация):

1. Рисование хлебных полей, людей, выращивающих хлеб, рассматривание картин и иллюстраций о хлебе.

2. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.

3. Составление узоров и рисунков из круп.

Познание

Наблюдения и рассматривание альбомов;

- подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

- репродукций картин русских художников на заданную тему;

- просмотр диафильма «От зерна до каравая». Знакомство с профессиями: агроном, комбайнёр, мукомол, пекарь.

Социализация

Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Булочная», «Кулинария».

Дидактические игры:

«Что из какой муки испекли»;

«Что сначала, что потом»;

«А какой он, хлеб»;

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

«Назови профессию».

Исследовательская деятельность

Посещение мини-музея, экскурсия на хлебозавод, в пекарню. Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

Опытно – экспериментальная деятельность:

- Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).

- Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

- Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка).

- Взаимодействие с родителями

1. Предложить детям вместе с родителями найти и выучить стихи, пословицы и поговорки о хлебе.

2. Выпуск газеты «Хлеб - наше богатство».

3. Кулинарная книга «Рецепты бабушек и мам».

4. Чаепитие с родителями (с хлебобулочными изделиями).

5. Театрализация русской народной сказки «Колосок».

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Русская печка»

Воспитатель – Сидорова Л.Н.

 Цель: закрепление представлений о назначении русской печи.

Задачи:

- образовательная: продолжать знакомить с русской печкой, ее предназначением;

- развивающая: развитие речи через малые фольклорные жанры, развитие памяти, внимания; продолжать знакомить с бытом народа.

- воспитывающая: воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа; воспитывать бережное отношение к старинным вещам, обычаям гостеприимства; к русским народным сказкам, эмоциональному их восприятию.

Словарная работа: кочерга, ухват, чугунок; Русь, русичи.

Предварительная работа: чтение сказок «Колобок», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению». Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Рассматривание предметов старины и знакомство с назначением домашней утвари. Экскурсия в музей «Конный Двор»: экспозиция «Жили-были». Использование национальных костюмов в самостоятельной деятельности.

Оборудование: макет печи, кухонная утварь (самовар, чугунки, чашки, ложки), ухват, кочерга, сундук, валенки, прялка; русские народные костюмы, куклы – мальчик и девочка в национальных костюмах. Указка, магнитная доска с иллюстрациями «Жизнь предков»; иллюстрации к сказкам.

Методы и приемы:

*словесные (рассказ, вопросы, чтение сказок);

*наглядные (рассматривание иллюстраций, старинных вещей);

*практические (хороводная игра, дидактическая игра).

Интеграция с другими образовательными областями:

* «Речевое развитие»;

* «Художественно – эстетическое развитие»;

* «Физическое развитие».

Содержание непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель встречает детей в группе.

Восп.: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Здороваемся с гостями). Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие в далекое прошлое, где жили наши прадедушки и прабабушки. Но прежде чем отправиться в путешествие, скажите мне, пожалуйста, в какой стране мы живем, как она называется? (Россия). Правильно. А много лет назад наша страна называлась Русь. А людей, которые жили на Руси, называли русичи.

(Дети с воспитателем рассматривают иллюстрации «Жизнь предков» на мольбертах) На картинках мы видим, как жили наши прадедушки и прабабушки. Они много трудились, и все делали своими руками. Русский народ строил себе дома из дерева. Как же назывался такой дом?

Дети: Дома назывались избами.

Восп.: Молодцы! Давайте заглянем в такую избу и посмотрим, как в доме все устроено. А попадем мы в старину по волшебному половичку, который много знает, много помнит, и расскажет о жизни наших прадедушек и прабабушек.

(Дети с воспитателем встают на половик, закрывают глаза и оказываются в прошлом.)

Восп.: Вот мы и оказались у русской избы. Русский народ любит принимать гостей. Гостю всякому были рады. Принято было Гостя в дом пригласить и накормить. И я приглашаю вас пройти в избу и сесть на стулья. (Садятся на стулья.) Ребята, что нужно было сделать, чтобы в доме было тепло?

Дети: Печь затопить.

Восп.: Правильно. Большую часть комнаты занимала печка. Для чего нужна была печка в избе?

Дети: Печка обогревала избу, в ней пекли хлеб, готовили еду, возле печки сушили одежду, обувь, на печи спали.

Восп.: Правильно, раньше в домах не было труб, батарей, как сейчас у нас. Топили печи. А чем печи топили? Правильно, дровами.

Вот печь растопили. А чтобы пироги печь, нужно уголечки разровнять. Чем же хозяйка помешает уголечки?

Дети: Кочергой.

Восп.: А в какой посуде кашу варили или щи?

Дети: В кастрюле.

Восп.: Называлась эта посуда чугунок. В нем каша ароматная, щи наваристые были. А чем доставали чугунок из печи? Ведь он горячий.

Дети: Ухватом.

Восп.: Чем же кушали кашу и щи?

Дети: Ложками.

Восп.: Да, ложки были деревянные, расписные.

Восп.: Печка нужна была для того, чтобы сушить одежду, обувь. У хорошего хозяина всегда были заготовлены дрова на зиму. Давайте и мы представим, как это делали раньше.

(Встаем в круг).

Физкультминутка.

Пилим, пилим, пилим, пилим, (имитируют движения: «пилят бревно»)

Вместе мы бревно осилим.

Рубим, рубим мы дрова,

Закатали рукава ( имитируют движения: «рубят дрова»).

Хорошо мы потрудились,

На лошадке прокатились (скачут, как лошадки).

Привезли дрова домой,

Будет нам тепло зимой. (потирают ладошки, ушки)

Восп.: Дрова заготовили, давайте присядем.

Восп.: На печке можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка. Дети очень любили поваляться на теплой печке, послушать сказки. Скажите, какие вы знаете русские народные сказки, где встречается русская печь?

Дети: «Гуси – лебеди», «По щучьему велению», «Колобок».

(Использование иллюстраций по сказкам)

Восп.: Как печь помогает людям?

Дети: Печь прячет девочку и ее братца от злых гусей, везет Емелю к царю.

Восп.: А теперь давайте поговорим о том, чем занимались люди. С весны до осени все трудились в поле, а зимой все собирались около печки. Чем же занимались взрослые и дети?

Дети: Мама возле печки с дочками вязала, вышивала. Папа плел лапти, в которых ходила вся семья.

Восп.: Правильно. Долгими зимними вечерами каждому находилось дело: мужчины резали миски, ложки. Хозяйка вышивала сарафаны, рубашки, вязала деткам носочки, пряли на прялках шерсть. Некоторые умельцы ткали половики (показ половика). Выполняя ручную работу, девушки и парни пели русские народные песни, играли в игры.

Хороводная игра.

Восп.: Давайте и мы поиграем в хороводную игру «Вышел Ваня погулять».

( Под музыку мальчик идет внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).

   Вышел Ваня погулять,

   Стал подружку выбирать.

   Стал подружку выбирать.

   Кому ленточку отдать.

   (Дети останавливаются)

   Поклонись, поклонись

   Да за ленточку держись.

   (Мальчик кланяется выбранной девочке, девочка берет ленту).

   «Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая».

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется.) После игры дети садятся на стулья.

Восп.: А еще возле печки загадки сочиняли. И я предлагаю вам поиграть в игру «Отгадай загадку – покажи отгадку». Я загадываю вам загадку, а вы должны не просто ее отгадать, но еще и показать. Будьте внимательны, хорошо подумайте, прежде чем показать отгадку.

Летом спит, зимой горит. Черный конь

Пасть открывает, Скачет в огонь. (Кочерга)

Что дают – глотает. (Печь)

Выпускает жаркий пар,

Он как круглая кастрюля, Древний чайник… (самовар).

Он чумазый, не чистюля.

Где там в печке уголек, Сама не ест,

Кашу сварит… (чугунок). А людей кормит (ложка).

Ребята показывают предметы старины.

Подведение итогов.

Восп.: Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили.

Дети: О жизни наших прабабушек, о печке.

Восп.: Да, мы сегодня вспомнили , как жили наши прабабушки и прадедушки; какие старинные предметы они использовали в быту. К этим предметам надо относиться бережно.

Восп.: Ребята, наша печь волшебная: и накормит, и обогреет, и в печи нас ждет угощение. Я хочу угостить вас пирожками, которые испекла нам печка. Пироги пышные да румяные. Вам в корзинку положу, а вы с друзьями чай пить будете. До свидания.

Конспект занятия в старшей группе «Пришла коляда, отворяй ворота»

Воспитатель – Сидорова Л.Н.

Тема: «ПРИШЛА КОЛЯДА, ОТВОРЯЙ ВОРОТА.»

Задачи:

- познакомить с праздниками народного календаря и православными: Рождество, Святки, Коляда;

- развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках;

-вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям.

Словарная работа: народный праздник, Рождество, Святки, Коляда, колядки, вертеп, ряженые.

Материал: иллюстрации, песенки-колядки, угощение для детей.

Подготовительная работа: чтение русской народной сказки «Морозко», авторской сказки В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»; заучивание примет, пословиц и поговорок.

Содержание деятельности

- Какие праздники вы любите? Какие праздники бывают? (Семейные, государственные, народные.)

- В чем разница между семейными праздниками и народными - обрядовыми? (Высказывания детей.)

- Почему говорили в народе: «Лето для старанья, зима для гулянья»? Какие еще поговорки и пословицы, похожие по смыслу, вы знаете?

- Время в народном календаре для труда и отдыха разумно распределено. Весной, летом и в начале осени, пока урожай с поля не убрали, время дорого, и праздничных дней на этот период выпадает немного.

• Весной днем запоздаешь - годом не догонишь.

• Весной день год кормит.

• Хлеб в колоске - не сиди в холодке.

• Цыплят по осени считают.

- Зимой же у крестьянина забот меньше, можно и погулять, повеселиться. Праздники в старину справляли весело, с выдумкой, никто не скучал. Во время каждого праздника совершали определенные обряды. В них также принимали участие и дети. На Рождество (7 января) они ходили по деревне от дома к дому с рождественской звездой и славили Христа, его пришествие в мир.

Показывает иллюстрации о празднике.

- А потом обязательно поздравляли хозяев дома, желали им добра и благополучия. Чтобы пожелания сбылись, дети, согласно обычаю, пели песенки-колядки (исполняют дети- ряженые).

Тут ходили, тут гуляли колядовщики, Искали Коляду по всем дворам, По всем улочкам-переулочкам.

Блин да лепешка

В заднее окошко.

Куда конь хвостом,

Там жито кустом.

Куда коза рогом,

Там жито стогом.

Сколько свечек,

Столько овечек.

Сколько осиночек,

Столько свиночек.

Сколько дубочков,

Столько сыночков.

Ой, Овсень, ой, Коляда!

Дома ли хозяин?

- Его дома нету,

Он уехал в поле пшеницу сеять.

Сейся, пшеница,

Колос колосистый,

Зерно зернисто!

-За исполнение песенок-колядок хозяйки выносили детям печенье в виде коровок, лошадок, барашков. (Педагог угощает колядовщиков печеньем.)Люди верили: если ребятишки съедят такое печеньице, то домашние животные будут здоровы.

- Если деревня была большой, располагалась рядом с городом, то на Рождество в нее приходили «артисты», и тогда можно было посмотреть представление кукольного театра-вертепа - о чудесном рождении Спасителя. Вертеп - это двухъярусный ящик, внутри которого на проволоке укреплены куклы. Они приводились в движение кукловодом-вертепником.

Показ театра-вертепа на иллюстрации.

- С Рождества начинались Святки. Этот праздник длится две недели. На Святки принято рядиться. Дети видели, как парни и девушки, переодетые в необычные костюмы, ряженные козой, медведем, конем, журавлем, ходили по деревне, шумной ватагой вваливались в дома, пели, плясали, смешили хозяев, желали им счастья в новом году.

- Обычай «игр ряженых» очень древний. Он осуждался церковью, отсюда и требование для всех, кто участвовал в ряжении, - обязательно «смыть грех» святой водой из проруби в день Крещения Господня (19 января).

Рассматривание иллюстраций о народных гуляниях в Рождество, во время Святок, Крещения.

- На эти праздники всегда были сильные русские морозы, их так и стали называть - рождественские, крещенские. Придумывал народ и пословицы с поговорками об этом, например: после Рождества цыган шубу продает.

Народные приметы:

• Снег под Крещение падет - хлеба прибудет.

• Ясная и холодная погода в Крещение - к засушливому лету, пасмурная и снежная - к обильному урожаю.

- Предлагаю испечь для малышей печенье-козульки, поздравить их с праздником Рождества, рассказав колядку.

Коляда-моляда, Прикатила молода! Мы нашли коляду Во Мироновом двору.

Эй, дядька Мирон, Вынеси добро во двор. Как на улице мороз Подмораживает нос.

Не велит долго стоять, Велит скоро подавать Или тепленький пирог, Или маслица, творог,

Или денежку копьем, Или рубль серебром!

Занятие по ознакомлению дошкольников с православным праздником Рождество Христово.

Воспитатель – Сидорова Л.Н.

Цель: Познакомить дошкольников с праздником Рождества Христова.

Задачи:

•        Познакомить детей с понятием «праздник», дать представление о том, какие бывают праздники, рассказать о празднике Рождества Христова.

•        Развивать познавательную активность детей.

•        Развивать свободное общение детей и взрослых, связную речь дошкольников.

•        Способствовать развитию творческих способностей детей.

•        Расширять представления детей о культурном наследии русского народа.

•        Воспитывать духовно-нравственные качества личности: стремление к доброте, скромности, любви к ближнему, послушание, трудолюбие, вежливость.

Формирование словаря: Рождество Христово, Бог, Иисус Христос, Божия Матерь, Ангелы, вертеп, ясли, Вифлеемская звезда, волхвы, храм.

Средства:

•        хрестоматия «Добрый мир» 4;

•        иллюстрации по теме «Рождество Христово»;

•        магнитофон;

•        проектор, ноутбук;

•        материалы для творчества;

•        музыкальные материалы (диск «Добрый мир»: «Рождество Христово», № 57);

•        презентация;

•        выставка совместной продуктивной деятельности взрослых и детей.

Ход организованной образовательной деятельности

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу начать нашу встречу с загадки:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Воспитатель: - Вы правильно отгадали загадку. Наступила зима. А какое время года вам нравится больше всего? Почему? Вы все мне рассказали о своем любимом времени года, настала и моя очередь рассказать вам о моем любимом времени года. Мое любимое время года – зима, как вы думаете, почему? Зимой можно строить постройки из снега, ходить на лыжах, кататься с горки на санках, устраивать посиделки, А еще я люблю зиму, потому что именно в этот период мы встречаем различные праздники. Что такое праздник? Как вы думаете?

Воспитатель: - Праздник – это радостный день, в который люди поздравляют друг друга. Какие праздники мы празднуем? Конечно, самый любимый праздник – это день рождения, Новый год. Все любят праздники и готовятся к их встрече. В эти дни люди чаще улыбаются друг другу. Но для христиан особенно радостные дни – дни православных праздников. Они посвящены Богу. Как следует провести день, если он принадлежит Богу? Правильно, следует поблагодарить Бога, послужить Ему, сделать добрые дела для людей. В храме – доме Бога, в эти дни празднично звонят колокола. Дети вместе со взрослыми приходят в храм на торжественную праздничную службу.

(звучит «Рождество Христово», № 57, иллюстрации на тему «Рождество Христово»).

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом перед экраном.

Воспитатель: - Один из самых главных праздников христиан – это Рождество Христово. Это праздник рождения Иисуса Христа.

В давние времена в далекой стране жили добрые люди Мария и Иосиф. Мария с детства была послушной Богу, молилась Ему, жила при храме. За Её доброе сердце Бог избрал Её стать Матерью Божьей. Он послал своего вестника – Ангела сообщить Марии эту радостную весть.

Через некоторое время по велению царя той земли каждый из жителей должен был прийти в свой родной город. Мария и Иосиф пришли в Вифлеем. Но ни в одном доме не нашлось им места для ночлега. Тогда они нашли недалеко за городом пещеру (вертеп), куда в холодную погоду пастухи загоняли скот. Здесь Мария и родила Своего Сына Иисуса Христа. В пещере не было колыбельки для Младенца, и Мария положила Его в ясли – так называлась кормушка для скота.

В это время на небе появилось множество ангелов. Они пели песню: «Слава на Небесах Богу, на земле мир и любовь Божия людям» Песню Ангелов услышали пастухи. Они пришли поклониться Христу.

А перед Рождеством Христа на небе появилась особенная яркая звезда. Эту звезду заметили древние мудрецы (волхвы). Они пошли вслед за необыкновенной звездой. И она привела в пещеру к Младенцу. Мудрецы поняли, что это не простой Младенец, но сам Бог. Они поклонились Ему и подарили подарки.

- О чем это рассказ? Что люди могут совершить для Бога? К празднику Рождества Христова люди готовятся заранее. Украшают елку, выбирают подарки, накрывают праздничный стол. Люди делают добрые дела, совершают хорошие поступки – навещают родных и близких, приглашают к себе в гости, помогают тем, кому плохо и грустно. В этот день все должны быть счастливыми и радостными.

Игра «Скажем друг другу добрые слова»

(дети становятся в круг, передают друг другу игрушку - сердце)

- Чтобы человеку сделать приятно, можно сказать друг другу добрые и ласковые слова. Что для вас и ваших близких будет приятно? Какие подарки можно подарить своим близким? А какие подарки можно смастерить самому или вместе со взрослыми? Что можно украсить к празднику Рождества Христова?

- А вы знаете, откуда пошел обычай украшать елочку? Послушайте «Предание о первой Рождественской елке».

Когда родился маленький Христос, и Дева Мария, спеленавши, положила Его в простые ясли на сено, слетели с неба Ангелы, чтобы посмотреть на Него. Увидевши, как проста и убога пещера и ясли, они тихонько шептали друг другу:

- Он спит в пещере в простых яслях? Нет, так нельзя! Нужно украсить пещеру: пусть она будет как можно красивее и наряднее - ведь в ней спит Сам Христос!

И вот один Ангел полетел искать, чем бы украсить пещеру, на юг. На юге всегда тепло, и всегда цветут цветы. И вот Ангел набрал много алых, как заря, роз; лилий, белых как снег; веселых гиацинтов, азалий; набрал нежных мимоз, магнолий, камелий; сорвал и несколько крупных желтых лотосов... И все эти цветы принес в пещеру.

Другой Ангел полетел на север. Но там как раз в это время была зима. Поля и леса устланы тяжелым покровом снега. И Ангел, не найдя никаких цветов, хотел лететь назад. Вдруг он увидел печально зеленевшую среди снега елку, задумался и прошептал:

- Пожалуй, ничего, что это деревцо такое простенькое. Пусть и оно, единственное из всех растений севера, посмотрит на маленького Христа.

И он унес с собой скромную северную елочку. Как красиво и нарядно стало в пещере, когда стены, пол и ясли украсились цветами! Цветы с любопытством заглядывали в ясли, где спал Христос, и шептали друг другу:

- Тс!.. Тише! Он заснул!

Маленькая елочка видела такие прекрасные цветы в первый раз и опечалилась.

- О, - сказала она грустно, - зачем я такая некрасивая и простенькая. Как счастливы должны быть все эти чудные цветы! А мне нечем и самой обрядиться в такой праздник, нечем и пещерку украсить...

И она горько заплакала.

Когда Дева Мария увидела это, Ей сделалось жаль елку. И Она подумала:

- Надо, чтобы все радовались в этот день, не надо, чтобы была грустна эта елочка.

Она улыбнулась и сделала знак рукой. И тогда произошло чудо: тихо с неба спустилась яркая звездочка и украсила собой вершину елки. А за нею сошли и другие и разукрасили остальные ветки. Как вдруг светло и весело стало в пещере! Проснулся от яркого света маленький Христос, спавший в яслях, и, улыбаясь, потянулся к сверкающей огоньками елке.

А цветы с удивлением смотрели на нее и перешептывались друг с другом:

- Ах, какая же она стала хорошенькая! Не правда ли, она красивее нас всех?

И елочка чувствовала себя вполне счастливою. С тех пор люди украшают каждый год на Рождество елки для маленьких детей в память о первой елке - той, которая была украшена настоящими звездами с неба.

Воспитатель: - Посмотрите, в нашем детском саду тоже есть елка. Чего не хватает нашей елочке? Что для этого надо сделать? Конечно, ее надо нарядить, подарить ей праздничный наряд.

Проведение мастер-классов совместно со взрослыми и детьми, изготовление поделок, украшение елки.

Воспитатель: - Посмотрите, как изменилась наша елочка? Какая она стала?

В этот светлый праздник –

Праздник Рождества

Мы друг другу скажем

Теплые слова

Льются звуки жизни,

Счастья и добра,

Озаряя мысли

Светом Рождества.

(А.С.Хомяков)