"Значение речевой готовности для будущего первоклассника"

Киримова Евгения  Алексеевна

"Значение речевой  готовности  для будущего первоклассника"

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, стал блестящим хирургом или дальновидным политиком, чтобы вызывал гордость и уважение людей. Но что надо сделать, чтобы достичь такого успеха, знают не все родители. Уже с раннего детства необходимо заниматься с ребёнком. Поскольку дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.

Развитие речи как средства общения протекает при контакте с взрослыми или сверстниками. У дошкольника возникает желание поделиться своими впечатлениями, договориться о чем-либо, попросить что-то, обсудить и т.д. Поэтому будьте терпеливы со своим  ребёнком, обязательно вступайте  с ним в диалог. Родители должны не только читать сказки ребёнку, но также вместе наблюдать за явлениями природы, рассуждать на разные темы, учить сравнивать и делать выводы.

Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс следующие:

-Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.

- Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.

- Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко-буквенной структуры слова.

- Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые.

Словоизменение: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы.

Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.

- Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного

- Связная речь.Этот компонент речи западает у большинства детей, даже если у ребенка нет нарушений звукопроизношения. Ребенок 6- 7 лет должен уметь отвечать на вопросы полным ответом, пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Хочется так же сказать,что для детей очень трудно составлять рассказы по серии сюжетных картин, они не могут установить причинно-следственные связи.

Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.

Так же хочется отметить, что важную роль в школе играет письмо. Письмо – это сложный навык, который требует выполнения тонких, графических движений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, зрительной сосредоточенности.

Ученые отмечают, что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию тревожного, негативного состояния ребенка в школе. Ребенку трудно писать под диктовку, списывать на время, потому что у него скорость письма очень низкая, так как плохо развит навык письма.

Чтобы избежать этого, необходимо развивать мелкую моторику пальцев рук, ручную умелость. Увеличить подвижность пальчиков, развивать их силу и гибкость в этом  помогут различные пальчиковые игры. Сейчас существует огромное количество различных пособий, как в магазинах, так и в просторах интернета. Развивая мелкую моторику пальцев рук, мы развиваем речь.

Речь играет огромную роль в психологическом развитии. Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках и в общественной жизни школы, и класса.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, вам необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Устранив все недочеты в дошкольном возрасте, в школе ребёнка ждет успех!

Благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, воспитателя и родителей удастся своевременно и качественно помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.