Консультация для родителей Цыпляковой Н.Н. «Как помочь ребенку преодолеть страх неудач»

Цыплякова Наталья Николаевна

Консультация для родителей

«Как помочь ребенку преодолеть страх неудач»

 

Педагога – психолога Цыпляковой Н.Н.

 

Частой причиной того, что ребенок отказывается выполнять задания, принимать участие в совместной деятельности со своими ровесниками является страх ошибиться. Он обычно закрепляется если значимые взрослые остро реагируют на то, что не получается, ругают ребенка и еще хуже всего, в последствии сами все выполняют за него. Лучшей профилактической мерой будет адекватная реакция на неуспех ребенка. Она может быть выражена в следующих рекомендациях:

  1. Делайте акцент на достижениях и успехах ребенка;
  2. Хвалите ребенка за проделанную работу. Придумайте систему поощрений за выполненное задание. Для ребенка вид поощрения должен быть значимым;
  3. Показывайте через свой пример, что ошибаться это нормально, если что – то не получается это не страшно. Взрослые и вы, тоже можете чего – то не знать. Хуже вы от этого не становитесь. Если возможно, объясните ребенку как можно справиться с трудностью. Если есть истории про собственные неудачи, поделитесь, расскажите, как у вас что – то не получалось, что вы тоже расстраивались, но не сдавались, пробовали много раз.
  4. Старайтесь не предъявлять ребенку завышенные требования, учитывайте его индивидуальные возможности;
  5. Дайте возможность ребенку проявляться, поощряйте шаги к проявлению самостоятельности. Позволяйте ребенку самому делать выбор;
  6. Откажитесь от сравнения вашего ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой, его прошлыми результатами (пример, можно сказать: «Вчера ты сделал 4 ошибки в задании, а сегодня 3.Ты – большой молодец! Горжусь тобой!»);
  7.  Когда вы злитесь на ребенка или рассержены его поведением, не стоит критиковать ребенка полностью (Избегайтесь выражений «Ты плохой! Ты – непослушный»), описывайте конкретно его поступок, поведение, что было не так, попробуйте начать разговор через «Я – сообщения» (пример: «Когда я вижу, что твои игрушки разбросаны по всей комнате, я начинаю злиться, мне бы очень хотелось, чтобы ты без моих напоминаний убирал их за собой. Договорились?»);
  8. Разговаривайте с ребенком и спрашивайте, что его беспокоит? Хочет ли он с вами чем – то поделиться? Какие чувства он испытывает. Выслушайте ребенка. Скажите о том, что все чувства, которые он испытывает абсолютно нормальны. Помогайте ребенку в интерпретации его эмоционального состояния. Допустим, можно отреагировать таким образом: «Похоже, что ты чем – то расстроен, это так?», «Я вижу ты злишься», «Я замечаю, что ты встревожен». Проявите поддержку, сочувствие к тому, что беспокоит.

Помните о том, что ребенку не нужны идеальные родители и учителя. Ему важнее люди с разными качествами как достоинствами, так и недостатками. Ребенок воспроизводит поведение родителей, через его глаза формирует представление о себе. Поэтому очень важно следить за тем, что вы говорите своему ребенку и показываете через действия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_rabote_so_strahom_neudach.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как помочь ребенку преодолеть страх неудач»

Педагога – психолога Цыпляковой Н.Н.

Частой причиной того, что ребенок отказывается выполнять задания, принимать участие в совместной деятельности со своими ровесниками является страх ошибиться. Он обычно закрепляется если значимые взрослые остро реагируют на то, что не получается, ругают ребенка и еще хуже всего, в последствии сами все выполняют за него. Лучшей профилактической мерой будет адекватная реакция на неуспех ребенка. Она может быть выражена в следующих рекомендациях:

  1. Делайте акцент на достижениях и успехах ребенка;
  2. Хвалите ребенка за проделанную работу. Придумайте систему поощрений за выполненное задание. Для ребенка вид поощрения должен быть значимым;
  3. Показывайте через свой пример, что ошибаться это нормально, если что – то не получается это не страшно. Взрослые и вы, тоже можете чего – то не знать. Хуже вы от этого не становитесь. Если возможно, объясните ребенку как можно справиться с трудностью. Если есть истории про собственные неудачи, поделитесь, расскажите, как у вас что – то не получалось, что вы тоже расстраивались, но не сдавались, пробовали много раз.
  4. Старайтесь не предъявлять ребенку завышенные требования, учитывайте его индивидуальные возможности;
  5. Дайте возможность ребенку проявляться, поощряйте шаги к проявлению самостоятельности. Позволяйте ребенку самому делать выбор;
  6. Откажитесь от сравнения вашего ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой, его прошлыми результатами (пример, можно сказать: «Вчера ты сделал 4 ошибки в задании, а сегодня 3.Ты – большой молодец! Горжусь тобой!»);
  7.  Когда вы злитесь на ребенка или рассержены его поведением, не стоит критиковать ребенка полностью (Избегайтесь выражений «Ты плохой! Ты – непослушный»), описывайте конкретно его поступок, поведение, что было не так, попробуйте начать разговор через «Я – сообщения» (пример: «Когда я вижу, что твои игрушки разбросаны по всей комнате, я начинаю злиться, мне бы очень хотелось, чтобы ты без моих напоминаний убирал их за собой. Договорились?»);
  8. Разговаривайте с ребенком и спрашивайте, что его беспокоит? Хочет ли он с вами чем – то поделиться? Какие чувства он испытывает. Выслушайте ребенка. Скажите о том, что все чувства, которые он испытывает абсолютно нормальны. Помогайте ребенку в интерпретации его эмоционального состояния. Допустим, можно отреагировать таким образом: «Похоже, что ты чем – то расстроен, это так?», «Я вижу ты злишься», «Я замечаю, что ты встревожен». Проявите поддержку, сочувствие к тому, что беспокоит.

Помните о том, что ребенку не нужны идеальные родители и учителя. Ему важнее люди с разными качествами как достоинствами, так и недостатками. Ребенок воспроизводит поведение родителей, через его глаза формирует представление о себе. Поэтому очень важно следить за тем, что вы говорите своему ребенку и показываете через действия.