Речевые нарушения у детей. Часть 1

Сингурова Елена Владимировна

Здравствуйте уважаемые родители!

 

Продолжаю цикл статей на тему повышения знаний родителей в речевых патологиях у детей!  В предыдущих статьях мы уже рассмотрели:

В 1 части о том насколько важно родителям (законным представителям) при речевых нарушениях ребенка понимать его диагноз и вникать в тонкости коррекционной работы.

Во 2 части о распространенных ошибках родителей, пагубно влияющих на речевое развитие ребенка.

А теперь переходим на поэтапное ознакомление с речевыми патологиями и насколько важно родителям (законным представителям) при речевых нарушениях ребенка понимать его диагноз и вникать в тонкости коррекционной работы.

Начнем с первых трех видов логопедического диагноза, а именно дислалия, дизартирия, тахилалия (ускоренный темп речи). Наверное, каждый из вас слышал выражение «говорит, как будто с кашей во рту». Так говорят о детях с не четкой, смазанной речью и свойственно подобное звучание речи при выше перечисленных логопедических диагнозах. Начнем разбираться по порядку:

 1. Дислалия - это нарушение звукопроизношения, которое возникло по следующим причинам:

* неправильное строение артикуляционного аппарата (нарушение прикуса, укороченная подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда, слишком большой или слишком маленький язык, травмы органов артикуляции, которые не позволяют звучать речи чисто и т.д;

* нарушение восприятия звуков на слух (фонематический слух);

*неправильно сформировавшиеся артикуляционные «позы», которые негативно сказываются на звукопроизношении.

* образец речи близкого родственника с которым постоянно общается ребенок имеет нарушения речи, и ребенок просто копирует не правильное звучание речи.

Данный диагноз при желании родителя и ребенка практически во всех случаях корректируется кроме патологических изменений, артикуляционного аппарата которые нельзя изменить, например, сильно большой или сильно маленький язык, последствия серьезных травм или аномалий челюсти.

2. Дизартрия - это нарушение звукопроизносительной стороны речи.

Дело в том, что головной мозг посылает сигналы органам ротовой полости, но в процессе передачи сигналов от головного мозга к мышцам артикуляционного аппарата, где-то «замыкает», и мы видим неточность артикуляционного движения, нарушения мышечного тонуса, подвижности органов артикуляции.

Детям с дизартрией трудно управлять своими органами артикуляции.

Первые простые слова у них появляются обычно вовремя, а вот переход к фразе, а также накапливание активного словаря затягивается, потому что для этого как раз требуется быстрое и уверенное переключение между разными артикуляционными позами.

Этот диагноз имеет несколько видов и не лечится, но в некоторых случаях поддается коррекции в этом случае звучание речи приближается к нормальному звучанию, при этом цель неточность постановки органов артикуляции при том или ином звуке, а именно сходность звучания этих звуков в речи. Важно понимать, что процесс коррекции звуков занимает более длительный период чем при дислалии, особенно процесс автоматизации звуков в повседневной речи. Здесь будет проведена работа над нормализацией мышечного тонуса лица, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж.

3. Тахилалия – это нарушение темпа речи.

        Ребенок с тахилалией   говорит быстро и за счет этого невнятно, часто «проглатывая» окончание слов, переставляя слоги местами.

Все это происходит непроизвольно, но если ребенок будет «следить» за своей речью, то он может снизить речевой темп.

Причины тахилалии:

* генетика;

* подражание взрослым;

* черепно-мозговые травмы и др.

 

Я думаю каждый родитель понимает, что исправить данные речевые патологии поможет работа логопеда с ребенком, а в случае дизартрии еще и лечение у невролога и проведение курсов логопедического массажа. Период коррекции логопедических диагнозов разный и сроки коррекции зависят от таких факторов как регулярность занятий, мотивация ребенка, постоянное участие родителей в коррекционной работе, а именно по автоматизации звуков в речи и регулярное выполнение артикуляционной гимнастики.

 

Не стоит забывать и о развитии мелкой моторики, самоконтроле темпа речи.

Стандартная артикуляционная разминка начинается с гимнастики губ. Все упражнения должны делаться в полную силу.

После тренировки губ переходите к упражнениям для языка. Можете предложить ребёнку по-разному дразниться, сворачивать из языка трубочки, прилеплять его к нёбу или цокать как лошадь. Цель этих упражнений – научиться управлять собственным языком. Чтобы проверить результат проведённых упражнений, попросите ребёнка менять положение языка под ваши хлопки: допустим, на первый хлопок сворачивать в трубочку, а на второй – расслаблять.

Работа с челюстью – самый сложный и важный элемент артикуляционной разминки, ведь именно этот зажим является самым сложным, и чем старше становится ребёнок, тем тяжелее исправить ситуацию. Чтобы слова произносились внятно, челюсть должна широко открываться. Наработать эту привычку можно разными способами: самыми популярными из них являются речь с пробкой во рту или с орехами за щеками. Также полезно следующее упражнение: руку, зажатую в кулак, нужно подносить ко рту, открывая челюсть, будто хотите откусить кусочек яблока.

Проводите артикуляционную гимнастику в игровой форме, ведь очень важно, чтобы ребёнку были интересны занятия. Залог успеха артикуляционной разминки состоит в постоянном повторении упражнений. В то же время, они не должны приедаться, потому, как мы уже говорили, не забывайте преподносить каждое задание, как весёлую игру. После постановки звука потребуется регулярная автоматизация звука в начале изолированно, потом в слогах, словах, предложениях, а потом и автоматизация в повседневной речи.

Важно помнить каждому родителю, что даже на их взгляд мелкий речевой недостаток может повредить вашему ребёнку в будущем, когда бороться с ним станет уже намного сложнее, а иногда уже и практически невозможно!

В следующей статье мы рассмотрим с вами такую речевую патологию как фонетико-фонематическое нарушение речи.