Билингвальное образование в детском саду № 5 «Антошка» в крымскотатарской группе «Мелевше»

Батырова Лейля Азизовна

 Наш детский сад «Антошка» уникален тем, что в нём имеются две национальные крымскотатарские группы «Фиданчыкъ» и «Мелевше».

     Эти группы посещают дети, которые в разной степени владеют или не владеют родным крымскотатарским языком. Из всего количества семей можно выделить не более 7, которые дома общаются между собой на родном языке. Придя к нам в детский сад, дети из этих семей сначала  не понимают русского языка, они испытывают определенные трудности в общении со сверстниками, педагогами. Остальные семьи не владеют родным языком, русский язык для них является не родным, но дети, придя в нашу группу говорят только на нём.

     Естественно, у нас, педагогов так же возникают определенные трудности при организации воспитательно - образовательной работы с детьми. Как известно, для быстрого усвоения родного языка способствует языковая среда. Чем больше мы говорим на языке, который мы учим, тем быстрее он усваивается. Когда проводится НОД на родном крымскотатарском языке, то основная группа детей  не понимает, о чем идет речь. Обучение родному языку  в такой обстановке усваивается по-разному.  Поэтому педагогам приходится проводить занятия на русском языке.  с вкраплением национальных элементов, постепенно пополняя словарь детей новыми словами. Добиваться успеха в обучении крымскотатарскому языку позволяет личностно-ориентированный подход к ребёнку, индивидуальная работа, дидактические, словесные, подвижные  игры, а также участие детей в национальных праздниках, утренниках и развлечениях. Цели, которые мы ставим перед ребёнком, являются для него абстрактными, поэтому процесс обучения мы должны строить с целью удовлетворения познавательных, игровых, личностных потребностей ребёнка.

 

    Рассмотрим условия создания языковой развивающей среды в нашем саду. Очень велика роль предметно-развивающей среды, т.к. ребёнок находится с ней в постоянном контакте. В нашем садике созданы все условия, которые способствуют более легкому и интересному овладению крымскотатарского языка.

   - В наших группах  имеются все средства обучения: куклы в национальных костюмах, мини-музеи, альбомы с народно-прикладным искусством крымскотатарских мастеров, наглядный и раздаточный материал, детская  художественная литература,  дидактические игры и пособия,

     - В повседневной практике музыкального обучения и воспитания детей используются художественные образцы музыки крымскотатарского народа, детский крымскотатарский репертуар, народный фольклор. Дети показывают знания крымскотатарских  пословиц, потешек, народных игр, отгадывают загадки, соревнуются в произношении скороговорок;

     - Для проведения национальных праздников в детском саду имеются национальные костюмы, атрибуты, элементы мебели и посуды. Мы разучиваем стихи, песни на родном языке, дети знакомятся с элементами фольклора.  с удовольствием повторяют разученные песни и стихи дома, рассказывают их своим родителям и членам семьи. После  праздников дети получают не только заряд бодрости, но и багаж знаний в рамках национальных крымскотатарских традиций.

     - Включение различных видов ИЗО деятельности (лепки, аппликации, рисования, конструирования.) способствует более прочному усвоению материала.

   Таким образом, предметная среда в нашем детском саду привлекает ребёнка, вызывает его интерес к изучению родного языка. Ребёнок знает, что он может подойти, посмотреть, взять в руки  то, что ему нужно, вызывает его интерес.

     Мы, педагоги, используем крымскотатарскую речь  во время различных режимных моментов (одевании на улицу, прогулок, трудовых поручений, приемов пищи (например, пожелание приятного аппетита перед приемом пищи), Дети учатся благодарить, просить прощения, здороваться и прощаться на своем языке, а так же отмечать дни рождения!  

 

Вывод:  Созданная  педагогами детского сада «Антошка» культурная языковая среда, способствует   изучению своему родному крымскотатарскому  языку, приобщению детей любви к своему народу, своей Родине!