"Как улучшить речевую готовность ребёнка к школьному обучению".

Киримова Евгения  Алексеевна

Игры для обогащения словарного запаса

Для обогащения словарного запаса регулярно читайте детям книги, особенно, детские энциклопедии. Чем шире знания ребёнка об окружающем мире, тем богаче его словарь.

•        Игра «Назови одним словом». Молоток, пила, отвёртка – всё это… (инструменты). Берёза, ель, тополь – это…(деревья) и т. д.

•        Игра «Подбери действия» (что делает врач, что можно делать ножом); слов, называющих какой предмет (какое может быть яблоко, погода).

•        Игра «Скажи наоборот». Добро – зло, трусливый – храбрый, нашёл – потерял.

•        Игра «Объясни словечко». Ребенок должен объяснить значения слов (что такое хлебница?)

•        Для формирования чистого звукопроизношения необходимо систематическое выполнение артикуляционной гимнастики; заучивание стихотворений, скороговорок.

Игры для развития звуко - слогового анализа и синтеза:

•        Игра «Посмотри и назови». При рассмотрении иллюстраций, ребёнку предлагают найти и перечислить лишь те, в названии которых есть определённые звуки.

•        Игра «Собери слово». Ребёнку предлагается на слух слово из нескольких звуков, причём звуки предъявляются по одному, с паузой. Прослушав, ребёнок произносит слово целиком. Начинать надо с простых слов из 3х букв, постепенно увеличивая их количество. Например: [к], [о], [т]- кот, [д],[о],[м]- дом и т.д.

•        Игра «Назови слова с нужным звуком». После заучивания небольших стихотворений, в которых часто встречаются определённые пары звуков, ребёнку предлагают назвать лишь те слова, в которых есть дифференцируемые звуки (Напр звуки С и Ш). Вымыли мышки миски для мишки. Назвать слова сначала только со звуком С, а потом только со звуком Ш.

•        Игра «Раздели на слоги слово» можно с помощью хлопков, ладони, поднесённой к подбородку при произношении, предметов (кубики, кирпичики, пуговицы. ).

Игры для развития грамматического строя речи

 Чтобы сформировать грамматический строй речи, всегда поправляйте грамматические ошибки в речи детей.

•        Игра «Назови детёнышей различных животных» (у лошади – жеребенок, два жеребенка, пять жеребят). Проверьте, как легко удается изменять фразу «варенье из клубники», какое варенье? – «Клубничное варенье». А если варенье из смородины?

•        Игра «Покажи стрелкой» «Чей хвост? – Лисий», «Чья грива? – Лошадиная» и т.д.

•        Игра «Прятки» и закрепить предлоги «под», «за», «перед», «между», «из-за», «из-под». Возьмите шкатулку, несколько игрушек и прячьте их.

Связная речь

Для развития связной речи предложите рассказать ребенку знакомую сказку или  только что прочитанный рассказ.