Психологические особенности организации праздников в детском саду.

Нищакова Елена Владимировна

Особенности организации праздников в детском саду.

      Теоретическая часть

Подарить детям праздник…. Легко это или трудно? Легко, если ты этого хочешь. Ведь ребенок воплощение радости в этом мире.   Праздник должен дать ребенку возможность  полноценного его проживания, самоотдачи, самореализации, самоутверждения, самораскрытия. Трудно? Да! Потому что это итог долгой многоплановой работы, синтез различных видов деятельности. Мелочей на празднике не бывает и, чтобы подарить настоящий, яркий, запоминающийся праздник, который открыл бы индивидуальный мир ребенка, заставил зазвучать его внутренний мир - большой труд. Любой труд, когда ты делаешь что-то  с удовольствием,  энтузиазмом, принесет всем радость.

   При подготовке  к празднику музыкальный руководитель может  воспользоваться следующими рекомендациями:

  • Придумывать содержание и тему праздника заранее (за 1 месяц);
  • Планировать праздники в конце предыдущего  года;
  • Собирать для составления сценария только мобильную группу (не весь коллектив, но и не поручать все одному);
  • Обсуждать праздник по - деловому;
  • Собирать репертуар для выступлений из знакомых произведений  (игр, песен, танцев),   включив 1-2 новых;
  • Не репетировать долго, когда собрались воспитатели с детьми;
  • Тщательнее  готовить взрослых!     Они должны знать все движения в играх, слова и движения в  песнях, танцах.    Их движения на праздниках должны быть упреждающими!   (воспитатель чуть раньше меняет движения в танце, хороводе, чтобы дети, глядя на него могли следовать вовремя за ним;
  • Применять в подготовке к празднику систему поэтапного его проведения
    (если всем детям на новогоднем празднике хочется рассказать стихи Снегурочке и Дед Морозу, но это удлиняет праздник, то нужно отдельно собрать детей у елки в другое время и удовлетворить их желание.)
  • Дети на празднике показывают не отчет о своей работе и работе музыкального руководителя, а ощущают себя участниками события,  получают радость, усваивают смысл сценария;
  • На празднике нужно соблюдать щадящий режим, не подвергая детей эмоциональному стрессу, заранее дети могу видеть элементы костюмов персонажей, частично оформленный зал.                                                                                                                                
  • Ведущий на празднике – главный герой. Он следит, чтобы не было заминок, может помочь  актеру, забывшему слова, он создает атмосферу праздника (не эмоциональный ведущий - праздник провален, не спасет даже самый  прекрасный сценарий.) Именно ведущий воплощает идею праздника в жизнь,  с особым настроением завершает праздник, подводит итог всему мероприятию.

   Работа над праздником как формой организации досуговой деятельности детей всегда была объектом пристального внимания ученых, педагогов и психологов. При проведении этой работы необходимо  придерживаться следующих принципов:

  1. максимально вовлекать детей в музыкальную творческую деятельность на       мероприятиях;
  2. основой детского настроя сделать «занимательность», а не «развлекательность»;
  3. развивать коммуникативное поведение детей, обеспечивать взаимопонимание                                                               между   всеми участниками праздника;
  4. дифференцировать детей по склонностям и способностям;                                                              
  5. позитивно оценивать проявленные результаты детского творчества

 

 

 Праздник дело коллективное, один человек не может справиться с этим.                       В  коллективе  должны быть распределены обязанности, кто за что отвечает: одни делают декорации, другие играют роли, третьи помогают на репетиции, четвертые отвечают за костюмы.                                                                                                                                                                             В осуществлении   праздника есть три момента: подготовка, проведение и проводы.                     Все они важны для успеха.                                                                                                                        На подготовительном этапе происходит самое основное – создание мотивации праздника. Выготский Л.С. указывал, что праздник от занавеса и  до  развязки «должен быть сделан руками детей», тогда он окажет на них эмоциональное воздействие. Главное вовлечь детей в атмосферу подготовки и ожидания праздника. Дети рисуют декорации, делают элементы костюмов, продумывают  музыкальное оформление праздника, движения в танцах. Главное – вовлечь всех детей в атмосферу праздника.  

На втором этапе нужно создать празднично - торжественную атмосферу перед самым началом. Убедить родителей -  приводить детей в группу заранее, чтобы было время спокойно переодеться, вспомнить роли, полюбоваться на себя в зеркало, услышать от воспитателя и музыкального руководителя  последние напоминания и указания. В этот праздничный день родители и воспитатели должны щадить детей, не давать им лишней нагрузки после праздника, а предоставить время на свободные  спокойные игры, охраняя их нервную систему.  Воспитатель должен перед входом в зал настроить детей на удачное выступление, а после окончания праздника похвалить всех, спросив их мнение  о празднике.                                                                                                                                         На заключительном этапе, который можно назвать «проводы праздника» педагоги, наблюдая за детьми, прослеживают степень усвоения праздника :

  • какое мнение у детей осталось после праздника и стало через несколько дней;
  • разыгрывают ли дети ситуации, связанные с содержанием праздника;
  • насколько информированы родители о празднике и каково их мнение                               

Педагоги делают выводы об эффективности  участия детей в прошедшем празднике, каков вклад каждого сотрудника в общее дело, насколько успешной была организация праздника, какие перспективы нужно использовать перед проведением следующего праздника.

И вот праздник продуман, организован, проведен. Огромная награда для организаторов праздника, блестящие от радости  и переполняющих эмоцией глаза детей, восторг и благодарность родителей.

      Так давайте совершать это прекрасное чудо - дарить праздник детям, большим дружным педагогическим коллективом единомышленников.

Практическая часть

Упр. 1. «Выбери ответ»

Инструкция: Надо выбрать наиболее подходящий ответ из предложенных вариантов, объяснить свой выбор.

Надо придумывать содержание и тему праздника заранее:

  1. за 2 недели
  2. за 1 месяц
  3. за 6 месяцев

 

Необходимо ли планировать праздники в конце предыдущего года?

  1. нет
  2.  да

Музыкальному руководителю лучше выбрать для составления сценария:

  1.  Только мобильную группу
  2. Одного человека из коллектива, который имеет в этом направлении достаточный опыт

Обсуждение праздника с педагогами проводить:

  1. заглянув на минутку в группу, воспользоваться случаем
  2. в неформальной обстановке
  3. по – деловому

Репертуар для выступлений должен состоять:

  1. из знакомых произведений  (игр, песен, танцев),   включив 1-2 новых
  2. из новых произведений
  3. из новых произведений (игр, песен, танцев),   включив 1-2 знакомых

Эффективнее, когда репетиция проходит:

  1. Не репетировать долго, когда собрались воспитатели с детьми
  2. Репетировать столько, сколько требует необходимость отработки материала
  3. Репетиция с разной группой подготовка к разному празднику индивидуальна

 Задача взрослых на празднике:

  1. Взрослые должны знать все движения в играх, слова и движения в  песнях, танцах.    Их движения на праздниках должны быть упреждающими!   (воспитатель чуть раньше меняет движения в танце, хороводе, чтобы дети, глядя на него могли следовать вовремя за ним)
  2. Взрослые должны уметь импровизировать и изменить последовательность номеров и танцев в случае необходимости
  3. Взрослые должны ориентироваться на настроение детей и желание участвовать или не участвовать в определенных этапах праздника

Применять в подготовке к празднику:

  1. Систему поэтапного его проведения
    (если всем детям на новогоднем празднике хочется рассказать стихи Снегурочке и Дед Морозу, но это удлиняет праздник, то нужно отдельно собрать детей у елки в другое время и удовлетворить их желание.)
  2. Строго запланированный  и отработанный стереотип действий, помогающий организовать порядок на празднике
  3. Индивидуально-ориентированный подход

 

 

 

Дети на празднике:

  1. демонстрируют отчет о своей работе и работе музыкального руководителя
  2. ощущают себя участниками события,  получают радость, усваивают смысл сценария
  3. получают удовольствие от демонстации своих навыков перед родителями

 

На празднике нужно:

  1.  удивить детей, все для детей                                                                                                                          должно быть новым и необычным – в этом основной смысл любого праздника
  2. соблюдать щадящий режим, не подвергая детей эмоциональному стрессу, заранее дети могу видеть элементы костюмов персонажей, частично оформленный зал

 Ведущий на празднике:

  1.  Главный герой. Он следит, чтобы не было заминок, может помочь  актеру, забывшему слова, он создает атмосферу праздника (не эмоциональный ведущий - праздник провален, не спасет даже самый  прекрасный сценарий.) Именно ведущий воплощает идею праздника в жизнь,  с особым настроением завершает праздник, подводит итог всему мероприятию.
  2. Должен распределить обязанности, кто за что отвечает: одни делают декорации, другие играют роли, третьи помогают на репетиции, четвертые отвечают за костюмы.                                                                                                                                                                             
  3. Максимально вовлекать детей в музыкальную творческую деятельность.

 

Упр. 2 «Подбери пример»

Инструкция: педагоги делятся на подгруппы. Каждой подгруппе необходимо вспомнить пример ситуации из собственного педагогического опыта, соответствующий определенному принципу организации праздника:

  1. максимально вовлекать детей в музыкальную творческую деятельность на       мероприятиях;

 

 

  1. основой детского настроя сделать «занимательность», а не «развлекательность»;

 

 

  1. развивать коммуникативное поведение детей, обеспечивать взаимопонимание                                                              

         между   всеми участниками праздника;

 

 

  1. дифференцировать детей по склонностям и способностям;

 

                                                               

  1.  позитивно оценивать проявленные результаты детского творчества

 

Скачать:

Предварительный просмотр: