Консультация: «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей раннего возраста».

Пастушкина Наталья Николаевна

«Истоки способностей и дарований
детей находятся на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли»
В.А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей раннего возраста

С первых дней жизни малыша, общаясь с ним, проговаривайте потешки, песенки, стишки, прибаутки. Ведь это замечательное наследие, доставшееся нам от предков. Эти первые поэтические произведения, услышанные младенцем, позволяют вам установить с ним и эмоциональный, и психологический контакт, так как они вызывают только положительные эмоции. Они очень просты по формы и незатейливы по содержанию. Одни побуждают к деятельности, другие – успокаивают малышей. Слушая певучие, мудрые образцы фольклора, младенец постепенно приобщается к красоте языка, а главное – начинает чувствовать уверенность, покой, заботу. В такие минуты ребенок находится в удивительном состоянии эмоционального комфорта, а это самый главный фактор для его гармоничного развития. Установлено, что в ходе эволюции развитие функций рук и развитие речи у людей происходило параллельно, в непосредственном взаимодействии. Благодаря выполнению тонкой, сложной работы руками происходило увеличение импульсов, поступающих в мозг человека. В итоге кисть стала не только исполнительницей воли, но и воспитательницей человеческого мозга. Влияние движений рук на развитие человеческого мозга было известно во втором веке до нашей эры в древнем Китае. Специалисты утверждают, что игры, в которых участвуют  руки и пальцы (пальчиковые игры) типа «Сорока-белобока» помогают достичь гармонии между телом и разумом, поддерживают системы мозга в превосходном состоянии. Так, в Китае для формирования правильных движений пальцев и кистей рук с древних времен применяют специальные упражнения с использованием каменных и металлических шариков. В Японии используют упражнения, применяя грецкие орехи. На Руси существовали свои пальчиковые забавы, которым обучали малышей. Доказано, что если у ребенка движения пальцев хорошо отлажены и соответствуют возрасту, то и его речевое развитие нормальное. И наоборот, если ребенок отстает в развитии движений пальцев, то задерживается в речевом развитии. Родители не всегда замечают это, поскольку общая моторика может у ребенка быть нормальной и даже выше нормы. Другими словами, правильное и своевременное формирование речи ребенка происходит тогда, когда движения рук достаточно хорошо развиты, хорошо развита мелкая моторика. Учеными в ходе многочисленных исследований доказано, что и мысль и глаза ребенка двигаются с той же скоростью, что и руки. Эта взаимосвязь между движениями рук и развитием зрения сохраняется на протяжении всего детства.

Сейчас у многих детей есть проблемы с речью: они нечетко произносят слова, переставляют в них слоги, буквы. Выход один – развивать пальчики ребенка. Пальчиковые игры и жестовые упражнения  – отличное средство для хорошего развития мелкой моторики рук и речи в их  взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых играх действия, происходящие в стихотворении, изображаются с помощью разных движений ручек и пальчиков. Такие веселые забавы очень увлекают деток. Они способствуют активному развитию творческого мышления, устной речи, мелких мышц рук. Вырабатывают ловкость, реакцию, умение управлять своими движениями, концентрировать свое внимание на каком-то одном виде деятельности. Стихи малыши легко запоминают. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен. Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений.

Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

- Запускать пальцами мелкие волчки.

- Разминать пальцами пластилин, глину.

- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

- Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок- бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул- закрылся, спрятался).

- Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

- Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто, кто- то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводить сначала правой, а потом левой рукой.

- Показать отдельно только один палец — указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре, пять.

- Показать отдельно только один палец — большой.

- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

- Махать в воздухе только пальцами.

- Кистями рук делать «фонарики»

- Хлопать в ладоши: тихо и громко, в разном темпе.

- Собирать все пальчики в щепотку (пальцы собрались вместе- разбежались).

- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.

- Закручивать шурупы, гайки

- Игры с конструктором.

- Складывание матрешек.

- Игра с вкладышами

- Рисование в воздухе.

- Игры с песком, водой.

- Мять руками поролоновые шарики, губку.

- Рисовать, раскрашивать, штриховать.

Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.