Педагогам и родителям.

Волостнова Ольга Львовна

Развитие фонематического слуха у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста через дидактические игры

          Установлено, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение.
Развитый фонематический слух ребенка является непременным условием успешного обучения грамоте. Поэтому я предлагаю вашему вниманию систему дидактических игр и упражнений для формирования фонематических процессов.

                                    Первый этап - узнавание неречевых звуков.

          Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра "Угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…

Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например, два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

                    Второй этап- различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.

Игра "Громко-тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры "Далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает - далеко.

Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает, за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант: ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

                      Третий этап - различение сходных по звучанию слов.

Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Четвертый этап - различение слогов.

Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант: предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

Игра "Что лишнее?". Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

Пятый этап - различение звуков.

Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр…

Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.

Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

Наблюдая за деятельностью детей обращала внимание на следующие показатели:

- умение детей слышать ошибки в чужой, собственной речи и исправлять их;

- умение различать звуки в словах, слогах и в рядах звуков;

- отработать навык различение на слух фонем по акустическим особенностям( в первую очередь глухих – звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких и т.п.);

- формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, воспроизведения слоговой структуры)

Таким образом, для того чтобы результат работы по формированию фонематического слуха был успешным, необходимо, чтобы коррекционная работа носила не эпизодический, а системный, комплексный характер.

                      Игры на развитие фонематического слуха.

С помощью игр у детей поддерживается стойкий интерес к образовательной деятельности, желание узнавать новое и усваивать знание и умение.                                   Игры на развитие фонематического слуха используются с постепенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учат слышать, различать и определять первый звук в одном слове – игра «Определи первый звук», затем – первый и последний звуки в ряде слов – игра «Цепочка слов».

Далее они определяют любую позицию звука в слове (в начале, в конце и в середине) игровое упражнение «Найди место звука в слове».

А также дети упражняются в подборе слов с определенным звуком – игры «Кто в домике живет?», «Логический поезд»;

в дифференциации наиболее сложных звуков С – Ш, З – Ж, Р – Л – «Кто быстрее соберет вещи?».

В игре «Построим пирамиду» дети упражняются в определении количества звуков в словах.

Так в «Цветочном магазине» можно купить цветок, если сумеешь определить количество слогов в его названии.

В игре «Украсим елку» можно также определять количество слогов в слове и подбирать слова на заданный звук.

Игра «Включи телевизор», по условиям которой ребенок составляет слово, ориентируясь на первые или последние звуки в названиях предметов: кошка – обруч – топор (кот) и др.

Игра «Как их зовут?» немного осложнена, в ней дети могут назвать имя мальчика или девочки по второму и третьему звуку в названиях предметов.

Игра «Поезд» позволяет выяснить, умеет ли ребенок определять позицию звука в слове, количество звуков и слогов.

           Применение предложенных игровых приемов позволит детям значительно повысить интерес к речевому общению и сформировать осознанное восприятие языковых процессов. Все это положительно повлияет на процесс развития фонематического восприятия у детей.