Значение определения ведущей руки ребёнка.

Бубнова Ольга Игоревна

Значение определения ведущей руки ребёнка в рамках логопедического обследования и индивидуальных занятий и работы по развитию графомоторных навыков в условиях диспансерного отделения (из опыта работы).

Вопрос о левшах и правшах – исторический. Почему левшество есть только у людей, а у животных нет? И хотя мы сейчас достигли больших высот в понимании работы головного мозга, вопрос о левшах и правшах постоянно возникает в повседневной жизни.

Почему так важно как можно раньше определить ведущую руку ребёнка?  - чтобы оптимально правильно его учить и воспитывать.

Для того чтобы ребёнок мог  избежать особых трудностей при обучении письму в школе, необходимо помогать  ему в формировании соответствующих навыков в дошкольном возрасте. Наиболее часто с трудностями при формировании навыков письма сталкиваются леворукие дети.

Некоторые родители считают, что быть левшой – это престижно. Иногда случайно ребёнок что-то взял левой рукой (этот предмет лежал слева), сразу объявляют его левшой и начинают усиленно развивать левую руку.

В практике нередко на консультацию приводят детей, которые испытывают сложности в усвоении программы обучения. Бывает, что некоторые из них оказываются переученными правшами.

Известны случаи, когда переученные левши уже во взрослой жизни попадают в автомобильные аварии, и в критической ситуации мозг «включает» первоначально заложенную программу – человек нажимает не ту педаль.

В современном мире всё чаще присутствует компьютер, и многие дети быстро печатают, не прилагая усилий для точной координации пальцев рук. Следовательно, у значительной части детей наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, слабо развиты сложно-координированные движения ведущей руки и умения использовать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента. Как мы знаем, своевременное развитие мелкой моторики и точной координации рук детей, формирование синтеза зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают быстрое и правильное развитие навыков чтения и письма.

Нужно отметить, что для леворуких дошкольников важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Необходимо создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости – это позволяет активизировать деятельность соответствующего участка коры головного мозга, что положительно влияет на развитие речевого центра.

Правильное определение ведущей руки имеет большое значение. В индивидуальной работе мы делаем так: даём задание под нагрузкой и на скорость. Берутся небольшие пирамидки разных цветов (желательно, чтобы нанизаны были шарики, а не кольца). Шарики находятся у специалиста, а основания пирамидок у ребёнка. Шарик катится под правую руку. Ребёнок ловит шарик правой рукой и, если он правша, то он той же рукой надевает шарик на палочку, левой придерживая пирамидку. Если ребёнок – левша, он тоже поймает шарик правой рукой, но потом обязательно переложит его в левую и будет работать ею как ведущей. И тогда мы работаем с ребёнком, учитывая эти особенности.

Иногда  родители предъявляют своего ребёнка специалисту как амбидекстра  – «он может рисовать обеими руками». Но в процессе работы оказывается, эта способность обусловлена  другой причиной: у ребёнка слабые мышцы, слабые руки, и он не может долго удерживать кисточку или карандаш – начинает ведущей рукой, а когда она устаёт, перекладывает в другую руку. В работе с такими детьми мы используем книжки с водными раскрасками и кисточки с насадками (чтобы рука меньше уставала, и поддерживалось правильное  положение пальцев). Лучше приобретать для этой цели раскраски с минимальным  количеством  раскрашиваемых предметов. Работать с ребёнком следует методом «рука в руке» слева направо, комментируя свои действия. Если ребёнок леворукий, то специалист, учитывая это, тоже работает левой рукой. Время выполнения такого задания не должно превышать двух минут, чтобы ребёнок не успел устать.

Важно отметить, что водные раскраски мы использует в конце занятия, реализуя одно из правил педагогического общения с детьми – воспитание на фоне грядущей радости. И раскраска в конце занятия – это та самая грядущая радость или «морковка для ослика». Все дети ждут этого вида работы и стараются всё сделать быстро и правильно, это очень сильный стимулятор для ребёнка и возможность для взрослого более тесно общаться с ним.

Дети, систематически выполняющие такие  задания, становятся более усидчивыми, аккуратными, внимательными.

Есть несколько нюансов в нашей работе с водными раскрасками. Как и многие другие дидактические материалы, мы используем их для развития и формирования речевых и языковых навыков с учётом возраста ребёнка и имеющихся у него нарушений. Например, начиная работу с раскраской, открываем её сначала каждый раз и, перелистывая страницы, воспроизводим диалог с ребёнком: «Кто раскрасил самолёт?» - «МЫ!» и уточняем: «Мы раскрасили самолёт» - сопряжено или сопряженно-отражённо в зависимости от речевого развития ребёнка, «Кто раскрасил цветок?» - «МЫ!». И так до новой страницы, которую предстоит раскрасить. Можно спросить: «Кто будет раскрашивать …?» - «МЫ!».

Существует мнение, что ребёнок не должен говорить «мы», а только «я» - так формируется его самосознание. Но мы в данном случае решаем другую задачу – учим правильно произносить звук [ы], который бывает трудным для некоторых детей. Каждый раз, увеличивая количество страниц, мы и формируем этот трудный звук. И действительно, мы же раскрашивали вместе, поэтому с полным правом говорим «МЫ!».

В случае нарушения согласования, если ребёнок говорит, например: «Мы раскрасили кошкА», мы используем буквы для дополнительной опоры на зрительный анализатор. Причём изучение букв не является нашей задачей, мы их используем в очень ограниченном количестве и только те, которые нужны в работе. ( _ _ _у)

Раньше процесс обучения письму был долгим, занимал почти весь период начальной школы. За последние полвека школьные методики по обучению письму кардинально изменились. Но важно помнить, что научить ребёнка правильно держать ручку, карандаш помогут самые доступные средства: простые игры и упражнения, домашний труд, творческая деятельность.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

 

 

 

Приложение.

Упражнения, направленные на  укрепления кисти руки для письма.

  1. Для диагностики используем следующее упражнение: «Повтори за мной». Проверка работа лучезапястного сустава.

Ребёнок сидит ровно за столом. Предплечье ведущей руки лежит на  столе. Кисть удерживает палочку, или ручку, карандаш торцевой стороной к столу аналогично специалисту. Логопед отстукивает несложный ритм, просит ребёнка повторить. Ребёнок думает, что он повторяет ритм, а на самом деле специалист смотрит, как работает его рука в лучезапястном суставе. И если движения неправильные (вместо того, чтобы их кистью руки, ребёнок стучит, поднимая всю руку), то следует обратить на это внимание и научить делать правильно. В большинстве случаев на это уходит много времени.

  1. «Ух, петелька».
  2. «Привет, привет»
  3. «Пока, пока»