ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала особенно актуальной. Осознание данной проблемы преобразуется в цель предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в создание осознанного экологосообразного взаимодействие с нею. Такое взаимодействие представляется возможным при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической компетентности, формирование которой начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Одной из наиболее актуальных педагогических проблем является построение такого процесса обучения, развития и воспитания, который мог бы быть основой формирования экологической компетентности детей, основанной на новой системе духовно-нравственных ценностей общества.
Дошкольные учреждения активно включаются в решение задач экологического воспитания детей. В условиях многообразия исследований, раскрывающих его отдельные направления, педагог испытывает затруднения в осуществлении целостной системы работы по формированию экологической компетентности дошкольников. В связи с этим актуальным представляется поиск эффективных средств формирования экологической компетентности дошкольников в условиях детского сада.
Одним из воспитывающих и развивающих средств для работы с дошкольниками является сказка.
Процесс формирования экологической компетентности детей дошкольного возраста посредством использования сказок эффективен при соблюдении следующих педагогических условий:
- разработка календарно-тематического планирования в соответствии с изучаемыми лексическими темами;
- использование сказок, соответствующих возрасту детей;
- отбор сказок с учетом использования различных экологических ситуаций, в которые включаются сказочные образы природы;
- соблюдение требований к сказкам экологической тематики;
- соблюдение определенных принципов при работе со сказкой;
- организация поэтапной работы со сказкой;
- применение разнообразных форм и методов использования сказки в процессе формирования экологической компетентности детей;
- привлечение родителей к проблеме формирования экологической компетентности детей дошкольного возраста посредством использования сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала особенно актуальной. Осознание данной проблемы преобразуется в цель предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в создание осознанного экологосообразного взаимодействие с нею. Такое взаимодействие представляется возможным при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической компетентности, формирование которой начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Одной из наиболее актуальных педагогических проблем является построение такого процесса обучения, развития и воспитания, который мог бы быть основой формирования экологической компетентности детей, основанной на новой системе духовно-нравственных ценностей общества.
В толковом словаре С.И. Ожегова экологическая компетентность является результатом экологического воспитания дошкольников [4].
Понятие экологической компетентности включает в себя умение ребенка использовать знания о природе, позволяющие ему проявлять осведомленность в области экологии, способствующие практическому и умственному экспериментированию, бережному отношению к окружающему миру [1].
Е.В. Гончарова выделяет компоненты экологической компетентности дошкольников, которые представлены: экологическими знаниями; экологическими отношениями в системе «человек–природа» и их оценкой; экологическими переживаниями, которые связаны с состоянием как всей социоприродной среды, так и отдельных ее компонентов; волевыми устремлениями во взаимодействии с природой; экологическим выбором целей и средств оптимизации отношений в системе «человек–общество–природа»; поступками, обеспечивающими экологическую ответственность за состояние и улучшение социоприродной среды; проектированием у самого себя экологических качеств личности, которая осознает себя органической частью природы (Эко – Я) [2].
Дошкольные учреждения активно включаются в решение задач экологического воспитания детей. В условиях многообразия исследований, раскрывающих его отдельные направления, педагог испытывает затруднения в осуществлении целостной системы работы по формированию экологической компетентности дошкольников. В связи с этим актуальным представляется поиск эффективных средств формирования экологической компетентности дошкольников в условиях детского сада.
Одним из воспитывающих и развивающих средств для работы с дошкольниками является сказка. С ее помощью можно в увлекательной форме познакомить ребенка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. Как отмечает Ф.С. Капица, сказка является одним из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета [3].
Процесс формирования экологической компетентности детей дошкольного возраста посредством использования сказок эффективен при соблюдении следующих педагогических условий:
- разработка календарно-тематического планирования в соответствии с изучаемыми лексическими темами;
- использование сказок, соответствующих возрасту детей;
- отбор сказок с учетом использования различных экологических ситуаций, в которые включаются сказочные образы природы;
- соблюдение требований к сказкам экологической тематики;
- соблюдение определенных принципов при работе со сказкой;
- организация поэтапной работы со сказкой;
- применение разнообразных форм и методов использования сказки в процессе формирования экологической компетентности детей;
- привлечение родителей к проблеме формирования экологической компетентности детей дошкольного возраста посредством использования сказок.
Для старшей группы нами разработано календарно-тематическое планирование по формированию экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования сказок (табл. 1).
Таблица 1
Календарно-тематическое планирование по формированию экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования сказок (старшая группа)
Дата | Тема | Сказка |
Сентябрь | «Наш любимый детский сад» | «Доверчивый ежик» С. Козлова |
«Азбука безопасности» | «Собачкины огорчения» Б.Захадера | |
Октябрь | «Осень золотая» | «Яблоко» В. Сутеева |
«Мир игры» | «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. Караноуховой) | |
Ноябрь | «Город мой родной» | «Волшебник изумрудного города» (некоторые главы, фрагменты) А. Волкова |
«Мой дом, моя семья» | «Наука о доме» Н. Рыжовой | |
Декабрь | «Зимушка-зима» | «Серая шейка» Д. Мамина-Сибиряка |
«Здравствуй, здравствуй, новый год!» | «Двенадцать месяцев» (пер. С. Маршака) | |
Январь | «Рождественские каникулы» | «Госпожа Метелица» Бр. Гримм |
«Путешествие на Север» | «Серебряное копытце» П. Бажова | |
Февраль | «Моя Родина-Россия» | «Хлебный колос» А. Ремизова |
«Мир профессий» | «Доктор Айболит» К. Чуковского | |
Март | «Весна идет, весне дорогу!» | «Как Солнышко весну встречало» Н. Рыжовой |
«Чтобы быть всегда здоровым- закаляйся!» | «Случай с Евсейкой» М. Горького | |
Апрель | «Тайны космических далей» | «Тайна третьей планеты» К. Булычева |
«Наша планета-Земля» | «Почему замолчали камни?» А. Медведовской | |
Май | «Я и мир вокруг меня» | «Сказка о Человеке и Золотой Рыбке» Н. Рыжовой |
«До свидания, весна! Здравствуй, лето!» | «Бобик в гостях у Барбоса» Н. Носова |
Подбирая сказки экологической тематики, рекомендуем руководствоваться следующими требованиями: конкретность содержания сказки, включение информации об объектах живой и явлениях неживой природы, доступной для понимания дошкольниками; соответствие информации о природных объектах содержанию экологических знаний детей, а также формированию осознанно-правильного отношения детей к объектам природы; содержание сказок может включать: сведения о природных объектах, их взаимосвязях и последствиях нарушения их людьми, об экологической безопасности и экологически грамотном поведении человека, о рациональном природопользовании; небольшой объем сказок.
Таким образом, разработанная и апробированная нами система работы по формированию экологической компетентности детей дошкольного возраста посредством использования сказок была успешно реализована.
Список литературы
- Бутвина О.Ю. Проблема формирования экологической компетентности у детей дошкольного возраста в процессе интегрированного обучения // Science and Education a New Dimension. Pedagogy and Psychology. – 2014. – С. 38-40.
- Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста: Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
- Капица Ф.С. Русский детский фольклор: учеб. пособие для студентов вузов / Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. – М.: Флинта, 2002. – 314 с.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологи ческих выражений / Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2012. – 1376 с.