ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОМПЛЕКСНО – КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ «ИСТОК», МАДОУ Д/С № 346

image

В современном мире феномен информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стал неотъемлемой частью образовательных процессов, в том числе и в музеях дошкольных образовательных организаций. Эти технологии открывают новые горизонты для взаимодействия с детьми и их родителями, позволяя создавать интерактивные и увлекательные образовательные программы. Использование ИКТ в музейной деятельности способствует активному познанию окружающего мира, формирует у детей интерес к культуре, искусству и истории.

Однако внедрение ИКТ в музейное пространство сталкивается с рядом вызовов. Одним из основных является необходимость адаптации традиционных методов работы к новым цифровым форматам. Музейным специалистам требуется переосмыслить свою роль, развивать цифровую грамотность и осваивать новые навыки. Кроме того, существует проблема доступности ИКТ для всех пользователей, что требует разработок инклюзивных решений. Успех реализации идеи интеграции ИКТ в музеи дошкольных образовательных организаций зависит от комплексного подхода, включающего подготовку кадров, модернизацию технической базы и разработку инновативного контента, способного удовлетворить потребности современной аудитории.

Важным аспектом успешной интеграции ИКТ в музейные практики является активное сотрудничество между музеями, образовательными учреждениями и родителями. Такое взаимодействие позволяет не только делиться опытом, но и формировать общие цели и задачи, направленные на развитие детей.  Кроме того, использование ИКТ открывает возможность для создания уникального образовательного контента, который может адаптироваться под различные группы детей и их интересы. Виртуальные экскурсии, интерактивные выставки и мобильные приложения могут сделать образовательный процесс более увлекательным и доступным. Такие ресурсы помогают детям не только получать новые знания, но и развивать критическое мышление и креативность.

В информационном пространстве важно обеспечить постоянное обновление и поддержку технологической инфраструктуры музеев. Это включает в себя не только оборудование, но и создание удобных интерфейсов, которые обеспечивают всем пользователям доступ к образовательным материалам.

Развитие информационно-коммуникационных технологий привело к широкому внедрению информационно – коммуникационных технологий практически во все сферы деятельности. Наш музей не стал исключением.

Введение ИКТ в музейную среду детского сада открыло новые горизонты для познания и взаимодействия с культурным наследием.  Дети, взаимодействуя с цифровыми технологиями, могут исследовать экспонаты в захватывающе-игровой форме, что способствует не только их активному вовлечению, но и формированию устойчивого интереса к искусству и культуре.

 

В комплексно – краеведческом музее «Исток» применяются следующие цифровые решения:

 

Визуальный – создается с использованием визуальных форматов; Аудиальный - создается с помощью музыки и голоса за кадром;

Концептуальный – создается с помощью текста.

image

 

В комплексно – краеведческом музее «Исток» используются  следующие виды организации визуальных решений экспозиционно-выставочной деятельности:

Виртуальная обзорная экскурсия. Основные преимущества: - доступность – возможность использования в любом месте и в любое время; - возможность многоразового просмотра и пересмотра экскурсионного материала. https://nsportal.ru/user/1415901/page/videoekskursii

 

Квест-экскурсия.  Основные преимущества: - возможность выйти за рамки музейного пространства; - возможность для экскурсантов самостоятельно осуществлять поиск информации.

 

Экскурсия–спектакль. Основные преимущества: - вовлечение аудитории в непосредственное действие; - погружение аудитории в историческое событие посредством эмоционального переживания;

 

Экскурсия–мастер- класс. Основные преимущества: - получение практического опыта с помощью манипуляций с музейными предметами и их копиями, через знакомство с методами их изготовления и принципами работы.

Приходя на экскурсию в наш музей воспитанники могут не только увидеть историю, но и услышать, посредствам аудиофайлов. Воспитанникам транслируются  мелодии, звуки исторических событий. Также в музее имеется телевизор, на котором юные посетители музея могут просмотреть видеофильмы по теме экскурсии. Конечно, посмотреть фильм или послушать аудиофайл можно и дома, но когда ребенок погружен в атмосферу музея, он более тонко воспринимает информацию, о которой говорится в видеофильме, ведь предметы, окружающие ребенка тоже говорят о событиях давно минувших лет.

 

Использование информационно - коммуникационных технологий позволяет:

 

  1. Добавить в восприятие впечатление о предмете и в целом создать более заинтересованное ощущение от посещения музея.
  2. Запоминающимся и наглядным образом показать предметы, которые в живую показать невозможно. С этой целью нами организованно  согласно соглашениям сотрудничество с музеями других городов.
  3. Донести в наглядной форме разную информацию для разной аудитории (при подборе видео/аудио контента подбирается тот, который наиболее соответствует аудитории посетителей музея, с учетом возраста посетителей)
  4. Представить музей во внешнем  мире.  В данное время ведется интернет страница музея «Исток»  в социальной образовательной сети nsportal.ru. А также с информацией о деятельности музея можно познакомиться на странице ДОУ и в интернет сообществе ВКонтакте.
  5. Кроме того, ИКТ позволяют наладить коммуникацию между воспитателями, родителями и экспертами в области искусства. Создание онлайн - платформ для обмена опытом, проведения виртуальных экскурсий и мастер-классов обогащает образовательную среду и делает музей доступнее для детей и их семей.

 

В настоящее время в музее «Исток» продолжается работа по оцифровке экспонатов музея. При оформлении экспозиционно – выставочных стендов в зале краеведения за каждым стендом был разработан и закреплен штрихкод, это нужно чтобы хранить в электронном архиве весь перечень экспонатов музея и с легкостью находить информацию об экспонате по коду на странице музея в интернете (планы на будущее).

image

Одной из форм представления нашего музея во внешнем мире является участие в различных дистанционных онлайн семинарах, видеоконференциях, круглых столах, викторинах, конкурсах.

Так как комплексно – краеведческий музей «Исток» является партнером музея Победы,  то согласно партнерству, наш музей участвует в мероприятиях прописанных в программе Музея Победы.

Кроме музея Победы комплексно – краеведческий музей «Исток» сотрудничает с МБОУ «Волховской средней общеобразовательной школой № 7» (Ленинградская школа), ГКУ Детским домом «Радуга» (г. Юрга), Средней общеобразовательной школой села Раздольное (Новосибирская область), музеем «Сибирской гвардейской дивизии» СОШ №49 (г. Новосибирск), музеем «Малолетних узников концлагерей» МБОУ СОШ № 192 города Новосибирска, с библиотеками им. И.А.Бунина и В.Г.Короленко, с Сибирским авиационным кадетским корпусом им. А. И. Покрышкина, Новосибирским Планетарием, Частным музеем города Санкт – Петербурга, Ордынским музеем Новосибирской области, СОШ 2097 (город Москва), Кировским советом ветеранов города Новосибирска.

Сетевое взаимодействие в музее посредством информационно-коммуникационных технологий открывает новые горизонты для культурного обмена и образовательных практик. Современные музеи активно интегрируют цифровые платформы, которые позволяют осуществлять взаимодействие не только внутри учреждения, но и с широкой аудиторией за его пределами. Путем создания виртуальных выставок, интерактивных аппликаций и онлайн-курсов, учреждения демонстрируют свои коллекции и знания, охватывая глобальное сообщество.

Информационно-коммуникационные технологии способствуют формированию интерактивной среды, где посетители могут стать не просто зрителями, а активными участниками музейного процесса. Виртуальные туры и приложения на основе дополненной реальности расширяют способности пользователей воспринимать выставочные материалы. Это особенно актуально в условиях ограничений, связанных с физическим присутствием, когда дистанционное взаимодействие становится основным форматом.

Кроме того, использование социальных сетей для коммуникации с аудиторией создает платформу для обсуждений, обратной связи и образовательных инициатив. Таким образом, сетевое взаимодействие в музеях не только обогащает культурный ландшафт, но и трансформирует сам подход к музейной деятельности.

Плюсы интеграции ИКТ в музейную деятельность очевидны. Во-первых, это доступность информации и разнообразие форматов ее представления, что позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия каждого ребенка. Во-вторых, использование технологий способствует более глубокому вовлечению детей в процесс обучения, расширяя их горизонты и стимулируя интерес к искусству и культуре. Наконец, ИКТ могут сделать музей более привлекательным для родителей, что важно для укрепления сотрудничества между образовательными учреждениями и семьями.

Следует помнить, что при использовании цифровых технологий важно не увлекаться технологиями ради технологий, привлекать внимание, но не отвлекать посетителя от музейного предмета.

В итоге, использование информационно-коммуникационных технологий в музеях дошкольных образовательных организаций является важным шагом в модернизации образовательного процесса, обеспечивая всестороннее развитие детей и формируя у них устойчивый интерес к культуре и искусству.

 

С деятельностью комплексно – краеведческого музея «Исток» можно познакомиться на странице музея https://nsportal.ru/komplesno-kraevedcheskiy-muzey-istok