Включение музея в образовательный процесс ОУ и ДОУ на примере комплексно-краеведческого музея «Исток»

Включение музея в образовательный процесс общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений (ОУ и ДОУ) представляет собой мощный инструмент расширения кругозора, развития познавательных интересов и формирования гражданской идентичности у детей и подростков. Музейное пространство, богатое артефактами и экспонатами, становится своеобразной лабораторией, где теория оживает, а абстрактные понятия обретают конкретные формы.

Интеграция музейных ресурсов в учебную программу позволяет педагогам сделать обучение более наглядным, интерактивным и запоминающимся.  Изначально музейная педагогика подразумевала, прежде всего, сотрудничество образовательного учреждения и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии, организовывали различные мероприятия. Однако в последнее время музейная педагогика в значительной степени изменилась, так как образовательные учреждения стали создавать собственные музеи, а организация и использование музеев рассматривается как особая форма работы с детьми и родителями.

В настоящее время в музейной педагогике можно выделить два крупных направления:

  1. Сотрудничество образовательного учреждения с музеями
  2. Создание и использование музеев в образовательном учреждении.

Есть образовательные учреждения, которые реализуют одно из указанных направлений, но многие успешно сочетают оба.

Я представлю вам опыт включения комплексно-краеведческого музея «Исток», который в 2019 году открыт на базе МАДОУ д/с № 346, в образовательный процесс детского сада.

Музей представляет собой уникальную площадку реализации Федеральной  Образовательной Программы. Программа комплексно – краеведческого музея «Исток» дополнение к Основной образовательной программе нашего детского сада.

Музей выступает важным фактором формирования общественной активности воспитанников, способствует сохранению и укреплению российских традиций.

У музея создан и обоснован свой герб. Герб имеет четыре составляющих: военно-патриотическое направление, краеведческое направление, история российской космонавтики, история русского быта.

Через знакомство с залами  Музея мы развивает чувство причастности к судьбе малой Родины, воспитываем любовь и уважение к родному краю, героям своей Родины, своей страны к ее историческому прошлому и настоящему. "Исток" – это не просто собрание экспонатов. Это интерактивное пространство, где дети в игровой форме знакомятся с историей города, бытом предков, народными промыслами и природными особенностями региона. Экспозиции музея постоянно обновляются и адаптируются к возрасту и интересам воспитанников.

Специфика музея заключается в том, что его главная задача – образовательная, просветительская, а, значит, в нем могут быть собраны любые предметы, а не только подлинники, как это принято в традиционных музеях. Еще одна специфическая черта детского музея: это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.

Таким образом, детский музей является интерактивным и предполагает активное поведение ребенка по отношению к экспонатам. Если детям разрешают потрогать, понюхать, поиграть, рассмотреть вблизи экспонаты музея — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей их создания, легче усваивают материал. Главное в музее – не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка.

Экскурсоводами в залах музея выступают воспитанники детского сада, совместно с членами совета музея. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для детей младшего дошкольного возраста.

Интеграция музея в образовательный процесс – это многогранный процесс, требующий системного подхода. Его успех зависит от тщательного планирования и поэтапной реализации.

Этап 1: Подготовительный. На этом этапе определяются цели и задачи интеграции, изучаются ресурсы музея и возможности образовательной программы. Формируется рабочая группа из педагогов.

Этап 2: Планирование. Разрабатывается программа интеграции, включающая тематические экскурсии, интерактивные занятия, мастер-классы и проектную деятельность. Определяются формы и методы работы с экспонатами, адаптированные к возрасту детей.

Этап 3: Реализация. Проводятся запланированные мероприятия в музее. Педагоги используют музейные экспонаты для обогащения образовательной среды, стимулируя познавательную активность и творческое самовыражение детей.

Этап 4: Оценка и корректировка. Анализируются результаты интеграции, оценивается ее влияние на развитие детей. Вносятся коррективы в программу, чтобы повысить ее эффективность и соответствие потребностям обучающихся.

Этот поэтапный подход позволяет максимально эффективно использовать потенциал музея образовательного учреждения для всестороннего развития детей, формирования у них интереса к истории, культуре и искусству.

Включение музея в образовательный процесс осуществляется посредством различных форм работы: тематических экскурсий, познавательных занятий, мастер-классов, викторин и квестов.

  • Тематические экскурсии, адаптированные под различные возрастные группы, позволяют оживить учебный материал, предоставить возможность увидеть исторические артефакты и произведения искусства вживую, глубже понять контекст изучаемых событий. Экскурсии могут быть как обзорными, так и углубленными, посвященными конкретной теме или эпохе.
  • Познавательные занятия, проводимые педагогами в музее, расширяют кругозор учащихся, способствуют развитию критического мышления и формированию ценностного отношения к культуре. На занятиях используются интерактивные методы, дискуссии и работа с экспонатами.
  • Мастер-классы позволяют участникам прикоснуться к миру искусства и ремесел, освоить базовые навыки в различных видах творчества. Это отличный способ развить творческий потенциал и почувствовать себя частью культурного наследия.
  • Викторины и квесты превращают посещение музея в увлекательное приключение, стимулируют интерес к истории и искусству, развивают командный дух и навыки поиска информации. Игровые формы обучения делают процесс познания более эффективным и запоминающимся.

 

Важным аспектом интеграции является создание комфортной и дружелюбной атмосферы в музее. Дети должны чувствовать себя желанными гостями, а экспонаты – не просто предметами за стеклом, а источниками интересных открытий. Необходимо поощрять их любопытство, задавать вопросы, высказывать свои мысли и впечатления.

Для успешной интеграции дошкольного музея в образовательный процесс необходимо учитывать особенности восприятия информации детьми дошкольного и раннего школьного возраста. Занятия должны быть краткими, динамичными, с использованием наглядных материалов и игровых приемов. Важно, чтобы информация подавалась в доступной и увлекательной форме, вызывая у детей положительные эмоции и желание узнавать больше.

Приходя на экскурсию в наш музей воспитанники могут не только увидеть историю, но и услышать, посредствам аудиофайлов. Воспитанникам транслируются  мелодии, звуки исторических событий. Также в музее имеется телевизор, на котором юные посетители музея могут просмотреть видеофильмы по теме экскурсии. В зале «Космос» имеется проектор на котором детям транслируются фильмы, презентации  по теме зала. 

Конечно, посмотреть фильм или послушать аудиофайл можно и дома, но когда ребенок погружен в атмосферу музея, он более тонко воспринимает информацию, о которой говорится в видеофильме, ведь предметы, окружающие ребенка тоже говорят о событиях давно минувших лет.

В гости в комплексно-краеведческий музей Исток МАДОУ д/с № 346 регулярно приходят уникальные люди, чьи жизни – живое свидетельство истории нашей страны. Их рассказы – бесценный вклад в сохранение памяти о прошлом и воспитание патриотизма у подрастающего поколения.

Особое место занимают встречи с детьми войны, чьи воспоминания о суровых годах Великой Отечественной войны трогают до глубины души. Их глаза – зеркало времени, отражающее боль утрат, голод и лишения, но и непоколебимую веру в Победу.

Не менее значимы и лекции участников Специальной военной операции, которые делятся своим опытом и пониманием современных вызовов. Их рассказы о мужестве, товариществе и верности долгу – яркий пример героизма для молодежи.

Не так давно прошла встреча  с участниками поисковой экспедиции «Варшавское шоссе» позволившая воспитанникам прикоснуться к тайнам прошлого, узнать о кропотливой работе по восстановлению имен и судеб погибших воинов.

Сохраняя память о трагедии ВОВ, в нашем музее собраны «Воспоминания малолетних узников концлагерей», воспоминания детей блокадного Ленинграда. Эти свидетельства – не просто сухие факты истории, а живые голоса прошлого, пронзительные рассказы о пережитом ужасе, голоде и лишениях. Каждая история – уникальна, но все они объединены общей болью утраты, разлуки с близкими и отчаянной борьбой за выживание. Воспоминания записаны нами в формате видеоинтервью и транслируются воспитанникам в зале музея.

Живые свидетели тех событий, бывшие в годы войны детьми, приходят к нам в музей на встречи с воспитанниками, а также в рамках партнерства с регионами России мы проводим телемосты, на которых они рассказывают о концлагерях, блокаде Ленинграда.

Эти телемосты – не просто трансляция фактов, а живой диалог между поколениями. Зрители в разных уголках страны могут задавать вопросы, делиться своими мыслями и чувствовать сопричастность к истории. Мы стремимся создать атмосферу эмпатии и взаимопонимания, чтобы каждый участник осознал свою ответственность за будущее. Эти телемосты мы также записываем и транслируем воспитанникам для ознакомления, так как участники из других регионов также приглашают на телемосты своих свидетелей тех событий, в результате происходит обмен опытом и знаниями.

Сотрудничество с советом ветеранов Кировского района и союзом бывших малолетних узников концлагерей позволило нам включить в программу музея встречи с очевидцами событий ВОВ, которые делятся с детьми пережитым опытом, погружая их в дух того времени. Эти встречи также являются неотьемлимой  частью образовательного процесса. Осознавая важность сохранения исторической памяти, мы стремимся сделать эти встречи максимально интерактивными и запоминающимися. Используются мультимедийные презентации, архивные фотографии и документальные фильмы, чтобы визуально дополнить рассказы ветеранов и узников. После каждой встречи проводится обсуждение, где дети могут задать вопросы и поделиться своими впечатлениями, углубляя понимание трагических событий войны и формируя чувство сопричастности к истории своей страны.

Важную роль в сохранении исторической памяти о ВОВ играют уроки мужества, которые в музее проводят ветераны вооруженных сил, ветераны боевых действий, участники СВО.

Эти встречи – не просто лекции, а живые беседы, где дети узнают о войне из первых уст. Они делятся своими воспоминаниями, рассказывают о подвигах солдат и тяготах военного времени,  демонстрируют фотографии, награды и другие артефакты, позволяющие юным слушателям ощутить дух эпохи.

Такие уроки формируют у детей чувство патриотизма, уважение к истории своей страны и благодарность героям, защищавшим и защищающим Родину. Они учат ценить мир и свободу, а также понимать важность сохранения памяти о трагических событиях прошлого. Кроме того, эти встречи способствуют укреплению связи между поколениями.

 

Музей может стать центром притяжения для родителей, вовлекая их в образовательный процесс. Организация совместных мероприятий, мастер-классов и выставок позволит родителям познакомиться с музейной экспозицией и увидеть, как она используется в развитии их детей. Это укрепит связь между семьей и образовательным учреждением, создавая благоприятную среду для всестороннего развития детей.

Внедрение информационных технологий также может существенно обогатить образовательный процесс в музее. Использование мультимедийных презентаций, интерактивных игр и виртуальных экскурсий сделает обучение более наглядным, увлекательным и доступным для детей. Это позволит расширить границы музейного пространства и сделать его более современным и привлекательным.

 

В нашем музее используются  следующие виды организации визуальных решений экспозиционно-выставочной деятельности:

Виртуальная обзорная экскурсия – это инновационный подход к образованию и культурному просвещению, открывающий двери в мир истории и искусства для каждого. Основные преимущества данного формата неоспоримы:

  • Доступность: Виртуальная экскурсия не ограничена географическими рамками или временем суток. Ученики могут исследовать музейные экспонаты из любой точки мира, в любое удобное для них время, что особенно ценно для удаленных регионов или лиц с ограниченными возможностями.
  • Многоразовость: В отличие от традиционной экскурсии, виртуальный тур можно просматривать неограниченное количество раз. Это позволяет ученикам более глубоко изучить материал, возвращаться к сложным моментам и закреплять знания.
  • Интеграция в учебный процесс: Виртуальные экскурсии идеально вписываются в образовательную программу. Они позволяют предварительно познакомить детей с экспонатами, подготовить их к посещению музея в реальной жизни и сделать этот опыт более осмысленным и запоминающимся. После реального посещения виртуальная экскурсия может служить отличным инструментом для повторения и закрепления пройденного материала.

Воспитанники детского сада знакомятся посредством виртуальной обзорной экскурсии с экспозициями нашего музея, а также с экспозициями музея Победы, партнера комплексно-краеведческого музея «Исток».

 

Квест-экскурсия - это инновационный формат образовательного досуга, стирающий границы между традиционной экскурсией и захватывающей игрой. Её ключевое отличие – выход за пределы привычного музейного пространства. Вместо статичного осмотра экспонатов участники отправляются в увлекательное приключение.

Основным преимуществом квест-экскурсии является активное вовлечение экскурсантов в процесс познания. Им не преподносят готовые факты, а предоставляют возможность самостоятельно искать информацию, разгадывать загадки, решать головоломки, связанные с историей и культурой места.

Такой подход способствует более глубокому усвоению материала, развитию аналитических способностей и командного духа. Участники становятся не просто слушателями, а исследователями, активно участвующими в формировании собственного знания. Квест-экскурсия – это динамичный и запоминающийся опыт, оставляющий яркие впечатления и стимулирующий дальнейший интерес к изучению окружающего мира.

 

Экскурсия–спектакль. Основные преимущества: - вовлечение аудитории в непосредственное действие; - погружение аудитории в историческое событие посредством эмоционального переживания;

Активисты музея активно вовлекаются в процесс создания спектакля, изучая историю события.

 

Экскурсия–мастер- класс – это уникальный формат взаимодействия с историей и культурой, предлагающий участникам не просто наблюдение, но и активное участие в процессе познания. Основное преимущество такого подхода заключается в возможности получения практического опыта.

В ходе экскурсии участники получают доступ к музейным предметам. Они учатся манипулировать этими предметами, ощущая вес, текстуру и особенности материалов. Это позволяет почувствовать связь с прошлым и глубже понять предназначение и функцию каждого экспоната.

Мастер-класс предполагает знакомство с традиционными методами изготовления предметов, представленных в музее. Участники узнают, какие инструменты использовались в прошлом, какие материалы были доступны и какие навыки требовались для создания тех или иных вещей. Особое внимание уделяется принципам работы различных механизмов и устройств, что помогает понять логику и изобретательность наших предков.

Таким образом, экскурсия–мастер-класс становится не просто развлечением, а полноценным образовательным опытом, позволяющим прикоснуться к истории не только разумом, но и руками.

 

Музей также предоставляет уникальные возможности для проектной деятельности. В детском саду проекты разрабатываются воспитателями совместно с дошкольниками. В общеобразовательном учреждении ученики, работая с реальными экспонатами, могут разрабатывать собственные проекты, исследуя исторические периоды, культурные явления и научные открытия.

Для наиболее успешной реализации образовательных областей, определяющих содержание образования в соответствии с требованиями ФГОС, в нашем музее  разработан план сетевого взаимодействия и программа взаимодействия с социокультурными учреждениями.  Сетевое взаимодействие также способствует реализации интересных проектов, направленных на изучение истории и культуры родного края. Это могут быть тематические выставки, лекции, мастер-классы и интерактивные экскурсии.

В условиях современной образовательной среды, сетевое взаимодействие является ключевым фактором успешного развития учреждений. Комплексно-краеведческий музей «Исток» МАДОУ д/с № 346 активно использует этот подход для обогащения образовательного процесса.

Партнеры и направления сотрудничества

Музей взаимодействует с различными организациями, включая библиотеки, архивы, школы искусств и местные краеведческие общества. Это позволяет расширить доступ к ресурсам, организовывать совместные мероприятия и обмениваться опытом.

Системная работа осуществляется с музеем «Боевой славы» муниципального бюджетного образовательного учреждения средней образовательной школы № 49, музеем «Малолетних узников концлагерей» муниципального бюджетного образовательного учреждения средней образовательной школы № 192,  библиотеками им. И.А.Бунина и В.Г.Короленко, с сибирским авиационным кадетским корпусом им. А. И. Покрышкина, парком культуры и отдыха «Бугринская роща», с домом детского творчества имени А.И. Ефремова, Новосибирским планетарием, Ордынским музеем, советом ветеранов Кировского района.

Сотрудничество с детскими библиотеками дает возможность проводить экскурсии и тематические занятия, приглашать сотрудников библиотеки на мероприятия в музей. Это одно из плодотворных и любимых детьми взаимодействий. В настоящее время нами налажена четкая система взаимодействия на основе совместного планирования. На базе музея сотрудники библиотеки проводят лекции, знакомят детей с творчеством и биографией детских писателей, в зале «Русская изба» знакомят детей с традиционными обрядами, народными играми. Сочетая литературу, народные традиции и активные форматы обучения, сотрудники библиотеки создают уникальное пространство для культурного и интеллектуального развития детей.

По плану сетевого сотрудничества с домом детского творчества имени А.И. Ефремова дети нашего детского сада, активисты музея,  принимают участие в различных мероприятиях организованных в рамках сетевого сотрудничества.

Наш комплексно-краеведческий музей посещают ученики средней общеобразовательной школы № 49, средней общеобразовательной школы № 192, сибирского авиационного кадетского корпуса, религиозной организации Католического центра «Каритас».

Воспитанники детского сада ходят на экскурсии в музеи образовательных организаций – партнеров музея «Исток». Изучая историю российской космонавтики и воздушного транспорта посещают музей им. А.И. Покрышкина в СААК им. Покрышкина, знакомясь с историей ВОВ посещают музей «Боевой славы», в школе № 49, «музей малолетних узников концлагерей» в школе № 192. (Сотрудничество образовательного учреждения с музеями).

В 2022 году комплексно – краеведческий музей «Исток» стал партнером «Музея Победы» города Москва. И в рамках партнерства музей принимает участие в мероприятиях прописанных в календаре возможностей музея Победы. Активисты и члены совета музея принимают участие во множестве различных конкурсов.

В завершение хочется сказать, что включение музея образовательной организации в образовательный процесс – это не просто дань моде или следование формальным требованиям. Это мощный инструмент, позволяющий формировать у учащихся глубокое понимание истории, культуры и науки. Музей становится живым свидетелем прошлого, позволяя ощутить связь времен и поколений.

Более того, музейная деятельность способствует развитию у детей исследовательских навыков, критического мышления и умения работать с информацией. Участие в создании экспозиций, проведении экскурсий и изучении экспонатов стимулирует познавательный интерес и расширяет кругозор.

Наконец, музей образовательной организации – это пространство для творчества и самовыражения. Он может стать площадкой для проведения мастер-классов, выставок и других мероприятий, направленных на развитие талантов и способностей учащихся. Интеграция музея в образовательный процесс открывает новые возможности для личностного роста и формирования гармоничной личности.