Консультация "Адаптация детей 2-3 лет в детском саду"

Вдовиченко Екатерина Васильевна

Итак, об адаптации.

Для Вас и Ваших малышей, поступление в детский сад является важным жизненным этапом, включающим не только эмоциональную, но и физиологическую составляющую.

Я думаю, что, отдавая ребенка в сад, многие из Вас, наверняка, обращались к разным источникам информации, позволяющим ответить на вопросы о том, как быстрее справиться и легче пройти периоды привыкания к новой среде. Однако, не стоит слепо доверять всем источникам. Необходимо понимать, что в данном вопросе должен быть индивидуальный подход к каждому ребенку, так как адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограниче­ны и резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоцио­нальным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Нужно понимать, что процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физио­логических систем детского организма. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное тече­ние адаптации, необходим постепенный переход ребенка из се­мьи в дошкольное учреждение.

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.

При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1—2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он ак­тивно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнако­мый взрослый, новое помещение, общение с группой сверст­ников).

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восста­навливаются через 20—40 дней, в течение месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ре­бенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым забо­леваниям. У ребенка преобладают агрессивно-разрушительные ре­акции, направленные на выход из ситуации (двигательный про­тест, агрессивные действия); активное эмоциональное состоя­ние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напря­женность).

Основные факторы, от которых зависит периоды адаптации – это:

 -  возраст;

 -  состояние здоровья;

 - уровень развития;

 - умение общаться со взрослыми и сверстниками;

 - сформированность предметной и игровой деятельности;

 - приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Следует отметить влияние отдельных факторов, которое может стать причиной тяжелой адаптации к условиям детского сада.

Так, например, в случаях, когда режим дома не совпадает с режимом детского сада (сон ребенка в другое время, либо вообще отсутствие сна, другой режим питания и меню (бутерброды, сладости и пр.)), у ребенка есть привычки, которые незамедлительно исполняются родителями и близкими родственниками (другими словами, ребенок манипулирует взрослыми), когда ребенок не может самостоятельно играть и не приучен к элементарным культурно-гигиениче­ским навыкам,  возникают все предпосылки к длительной тяжелой адаптации.

Как же Вы можете помочь своему чаду быстрее и легче пройти период адаптации.

Рекомендации родителям в период адаптации.

1.         Неполный день.

Постарайтесь не оставлять ребенка на полный день. Желательно первое время забирать его тогда, когда он еще не устал. Время пребывания в саду увеличивайте постепенно.

2.         Правила личной гигиены

Целесообразно узнать все правила, которые существуют в садике, особенно те, что касается личной гигиены. Постарайтесь придерживаться их дома – тогда ребенку легче будет привыкнуть к требованиям садика. Обязательно оставьте в садике запас одежды и белья, чтобы в случае необходимости ребенок мог быстро переодеться в чистое и сухое.

3.         Еда

Откажитесь от перекусов, а соблюдайте режим питания. Организм ребенка привыкает к перекусам и в саду ему этого может не хватать. Малыш будет испытывать дискомфорт, но объяснить не сможет. Ест ли ребенок сам или ему нужна помощь? Уверенно пользуется ложкой и вилкой? Решите, как много вы хотите помощи в этом вопросе от воспитателей. Расскажите о ваших пожеланиях людям, которые будут непосредственно общаться с вашим малышом.

4.         Сон

Очень часто родители уверены, что ребенку не нужен дневной сон, ведь дома его не уложишь. В детском саду дети спят, потому что их жизнь гораздо более динамична и насыщена, и после обеда дети просто валятся с ног от усталости.

5.         Одежда

Одежда должна быть удобной и комфортной. Что для вас важнее — чтобы он выглядел самым модным и стильным или, чтобы он не боялся испачкаться и помять одежду? Обратить внимание на удобство застежек. Пусть маленький человек чувствует себя комфортно и свободно, а одежда не будет предметом ваших сожалений и претензий к ребенку. Если ребенок облился, испачкался, не спешите его ругать, ведь так ребенок учится быть самостоятельным.

6.         Игрушки

Договоритесь с ребенком, что он будет приносить в детский сад только те

игрушки, с которыми он готов поделится, и пропажа или порча которых не

вызовет бурю слез. Помните сейчас идет адаптация к детском саду, это и так

тяжело для вашего ребенка, и лишние потрясения ему совсем ни к чему.

7.         Расставание

Расставание с мамой — для всех животрепещущий вопрос. Очень многие дети плачут при расставании. Их приходится долго уговаривать и отвлекать. Воспитатель поможет вам в этом, но в ваших силах сделать расставание менее болезненным. Узнайте, как ребенок чувствует себя в ваше отсутствие. Если он быстро успокаивается, не грустит то, скорее всего, причина в ритуале расставания. Необходимо придумать или изменить ритуал, чтобы ребенку было легче вас отпустить.

8.         Никогда не обманывайте ребенка Обман — даже если у вас изменились планы — может стать

очень тяжелой правдой для ребенка, поколебать его доверие к вам и свести на нет все усилия по успешной адаптации в саду. Поэтому, если не уверены, сможете ли выполнить свое обещание — лучше забрать ребенка раньше без предупреждения — это станет для него приятным сюрпризом.

9.Поскольку при переходе к новому укладу жизни у ребенка ме­няется режим, окружающие взрослые, дети, обстановка, пища расскажите в детском саду воспитателям к моменту прихо­да ребенка в группу как можно больше о его при­вычках. Это поможет создать хоть некоторые усло­вия, схожие с домашними.

Основной задачей родителей — быть спокойными, терпеливы­ми, внимательными и заботливыми: радоваться при встрече с ре­бенком, говорить приветливые фразы, обнимать ребенка как можно чаще.

Помните! Условия уверенности и спокойствия ребенка — это система­тичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т.е. четкое со­блюдение режима.

Давайте поговорим об основах гигиены.

Культурно-гигиеническое воспитание — это основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

В группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки во всю едят ложкой, другие все еще пользуются бутылочкой или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками.

Почему же так происходит?

Самые первые представления о культурно—гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Родителям следует как можно раньше начинать приучать малышей к аккуратности и самостоятельности.

Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды. Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В этом возрасте необходимо следить за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.

Помимо этого, необходимо воспитывать и закреплять у детей и другие навыки:

- учить перед едой садиться за стол с вымытыми руками, брать стул и садиться на свое место, правильно держать ложку, аккуратно пить из чашки;

- соблюдать одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском саду и дома, соблюдать режим дня;

- учить самостоятельно одеваться (раздеваться): снимать и надевать колготки, носки, ботинки, шапку, быть аккуратными, пользоваться носовым платком;

- самостоятельно пользоваться горшком.

Учитывая, что процессы получения указанных навыков гигиены для ребенка 1,5-3 лет продолжительные и достаточно сложные, требуют особенного внимания родителей, в том числе при ежедневном сборе ребенка в детский сад.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание в первой младшей группе МБОУ «Центр образования №1» Дошкольное отделение на ул. Присягина 9А п о теме: «Адаптация ребенка в детском саду» Директор: Астахова Мария Михайловна Зам. директора : Кабанкова Анна Анатольевна Воспитатель : Вдовиченко Екатерина Васильевна г. Новомосковск, 2025 г.

Слайд 2

Адаптация. Первые дни в детском саду. Легкая Средняя Тяжелая Три степени адаптации Время привыкания 1 месяц 1 – 1,5 месяца длительное Время восстановления аппетита 1 неделя от 3х недель до 1,5 месяцев длительное Время восстановления сна 1 – 2 недели от 3х недель до 1,5 месяцев длительное Описание эмоционального состояния устойчиво-спокойное, радостное нестабильное, необходима поддержка взрослых активное, с преобладанием агрессивно-разрушительных реакций

Слайд 3

Адаптация. Первые дни в детском саду. Факторы, влияющие на установление периода адаптации возраст состояние здоровья у ровень развития умение общаться умение играть приближенность домашнего режима к режиму детского сада

Слайд 4

Возрастные особенности детей 2-3 лет Детям важно много двигаться. Важно освоить мелкие движения пальчиков через игры. Ребенку важно, как можно шире осваивать речь. Основной вид деятельности – ИГРА. ребенку необходимо продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Детям в 2 года важно иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать.

Слайд 5

Памятка родителям « Что можно, что нельзя приносить в детский сад ?»